Найти тему
Философия и история

Древнегреческий Хаос или то "из чего"?

Что из себя представляет Хаос в древнегреческом мифе? Творец ли он или же то, из чего порождается всё иное Хаосу? Попробуем разобраться.

Описанием Хаоса, по большей части мы обязаны Гесиоду. В его понимании Хаос дает начало Эребу и Никте, соответственно, первый есть ничто иное как мрак, а вторая олицетворяет персонифицированную темноту. В целом, от Геи и Титанов до Тифона и Прометея, который является завершающим актом титанической сущности, воли, всё содержаться в Хаосе.

Сам Хаос не безжизнен, он также не является мертвым, для него присуще порождение живого, которое изначально зиждется в сути Хаоса. Он подвижен, его кажущееся бездействие сменяется волнением, можно сказать бурей. Также Хаос перемешан, не делим, не упорядочен. Суть Хаоса наличествует в себе наполнение пространства, он и есть пространство, которое есть не только в неограниченном виде, но и напротив, тому примером может служить подземное царство. В более позднем понимании Хаос становится Вселенной и Универсумом. Намечается тенденция к перехода от мифа к чему-то другому при помощи мышления, которое старается создать понятийный аппарат.

Борьба между Зевсом и Тифоном: фото взято из открытых источников
Борьба между Зевсом и Тифоном: фото взято из открытых источников

Отдельно хотелось бы коснуться созданию Эреба и Никте. Они рождаются из темноты Хаоса и это логично, но они же и порождают светлых Гемеру и Эфира. То есть, Хаос - темная сущность, содержит в себе какую-то частицу света.

Еще одной яркой чертой Хаоса можно отметить его плодовитость. И хотя он и образует из себя различные виды форм, но ничуть не сжимается, его необъятность остается прежней. Появляется идея о том, что сущность Хаоса - круг, всё порожденное из него в итоге возвращается назад. Интересно и сравнение Хаоса с Аидом. При рассмотрении их сути становится понятно, что Аид отделяет царство живых и мертвых, а Хаос же всеобъемлит и жизнь и смерть.

В конце нужно сказать про инертность и безынертность Хаоса. Он не представляет собой создателя, все порядки, которые из него исходят, появляются не в ходе воли Хаоса, но он и не препятствует их появлению. А то, что всё изначально находится в Хаосе говорит о том, что и стремление обрести форму присутствует в его сути. Но Хаос не создает "стремление", оно просто в нём есть.