Найти тему
История. Факты+мысли

Эдуард Кеонджян - основатель микроэлектроники, не пожелавший вернуться в СССР

Двадцатый век, как известно, прошел под эгидой развития научно-технического прогресса, но Советский Союз, несмотря на обилие гениальных ученых, безнадежно отстал по целому ряду дисциплин.
Это случилось благодаря титаническим усилиям большевиков, с маниакальным упорством находивших врагов народа в любой сфере человеческой деятельности.

Ярким примером может служить судьба Эдуарда Кеонджяна – в далеком прошлом подданного СССР, совершившего множество открытий в микроэлектронике во благо другой страны.

Впервые его неординарные способности проявились в 1922 году, когда, узнав, что в его родном городе Тифлисе открылась радиостанция, 13-летний мальчик собрал радиоприемник из подручных материалов. Близкие сочли такое увлечение блажью, поскольку были уверены, что отпрыск продолжит семейную традицию и станет медиком.
Эта надежда не угасла даже после успешной сдачи вступительных экзаменов в технический ВУЗ.

Окончательный разрыв произошел, когда студент первого курса подал документы на перевод в Ленинградский электротехнический институт, поэтому молодой человек покинул отчий дом без родительского благословения.
Летом 1928 года, он добрался до города трех революций на перекладных и без копейки денег, но был сразу же зачислен в ЛЭТИ и получил работу в лаборатории, где без устали писал статьи по радиосвязи.
Защитив диплом, молодой специалист по распределению попал в Заполярье, с заданием исследовать характеристики радиоволн в условиях крайнего Севера.

Даже в таких удивительных местах, советский человек не оставался без надзора компетентных органов. (фото из открытых источников)
Даже в таких удивительных местах, советский человек не оставался без надзора компетентных органов. (фото из открытых источников)

Именно тогда произошел первый конфликт с органами госбезопасности, имевший серьезные последствия на протяжении всех последующих лет, проведенных в стране Советов.
Выехав на очередную рекогносцировку, Кеонджян понял, что аппаратуру надо установить совсем в другом месте и очень удивился, когда штатный водитель (на самом деле сотрудник НКВД) в ответ на его требование изменить маршрут, достал пистолет, уложил подозреваемого лицом вниз и доставил обратно на базу.

Оказалось, что
«другое место» находилось на землях Суоми, а «скрывающийся под личиной ученого, предатель Кеонджян пытался скрыться на территории капиталистического государства, продав империалистам секретные разработки».
Когда несостоявшийся перебежчик узнал, в чем его обвиняют, он очень хорошо понял, запомнив на всю жизнь, что глупость и подлость в Советском Союзе, в отличие от науки, не имеют границ.

Однако время Большого террора еще не наступило, поэтому личное вмешательство руководителя НИИ контр-адмирала А.И. Берга помогло избежать ареста.
Кроме того, Аксель Иванович включил молодого коллегу в состав группы, занятой в секретном проекте, надеясь отвлечь внимание органов к его персоне.
Это время не прошло даром – Кеонджян написал несколько серьезных работ и защитил диссертацию, что было особенно непросто, поскольку ученый проживал в коридоре густонаселенной коммуналки и лишь через несколько лет отсудил освободившуюся комнату, после чего женился.

25 человек в 10 комнатах, спальное место в коридоре и одни санузел на всех - норма жизни для строителей светлого будущего. (фото из открытых источников)
25 человек в 10 комнатах, спальное место в коридоре и одни санузел на всех - норма жизни для строителей светлого будущего. (фото из открытых источников)

Правда, молодоженам не удалось в полной мере вкусить семейного счастья, так как в НКВД вспомнили о попытке побега в Финляндию. Обвинение было стандартным, но базировалось на письменных показаниях единственного свидетеля, недавно расстрелянного по политической статье (бывшего шофера экспедиции), поэтому подозреваемого подвергли домашнему аресту, без права заниматься какой-либо деятельностью.

Положение осложнялось еще и рождением ребенка, кормить которого было нечем, так как супруги уже продали все вещи из домашнего обихода.
К счастью, в конце 1938 года, наркома Ежова сменил тов. Берия и Кеонджяна амнистировали, запретив доступ на оборонные предприятия и приставив домработницу в качестве осведомителя, от которой удалось отделаться, выдав её замуж.

Кеонджян устроился преподавателем в ЛЭТИ, но работать мешало постоянное чувство страха, которое усугублялось многочисленными арестами друзей, соседей и знакомых.

Единственным светлым воспоминанием о том времени, была история, произошедшая с одним из сотрудников института, благодаря которой Эдуард Мкртычевич получил возможность общаться с коллегой на родном языке.
Во время очередных испытаний, мужчина сломал ручку переключателя и, не сдержавшись, пробормотал: «Какую же дрянь производят наши заводы», после чего надолго исчез.
Возвратился он через несколько лет, в совершенстве владея армянским языком, потому что содержался в камере с таким же террористом – поэтом по профессии и армянином по национальности.

В таком режиме перманентного ожидания неприятностей супружескую пару застала война, которую они встретили в разных концах страны – жена с сыном на юге, а глава семьи в Ленинграде, где пережил все ужасы блокады.
К началу лета 1942 года, ученого эвакуировали, он добрался до Минеральных вод, где встретился с семьей, но, в августе того же года, город заняли немцы.

Еще через год, всех троих отправили в Германию на принудительные работы, откуда им, в конце концов, удалось бежать на запад, ближе к границе с Францией.
Вторая Мировая война закончилась, но Кеонджян хорошо помня традиции большевизма, дважды подавал прошение на иммиграцию в США, получив визу только со второго раза.

В Америке, не владея английской речью, ученый несколько месяцев проработал подручным на автомойке, но скоро сумел преодолеть языковой барьер и устроился по специальности.
Нет смысла перечислять все достижения, которые дались бывшему советскому гражданину за океаном.
Достаточно сказать, что в 1954 году он первым изобрел портативный передатчик и стал автором 27 патентов за последующие годы, а также принимал активное участие в лунной программе для космического корабля «Аполлон-11».

Почему-то в США никто не запрещал Кеонджяну слетать на воздушном шаре в Канаду и обратно. (фото из открытых источников)
Почему-то в США никто не запрещал Кеонджяну слетать на воздушном шаре в Канаду и обратно. (фото из открытых источников)

Ипатьев – гениальный химик, Сикорский – создатель вертолетов и других крылатых машин, Бахметев – выдающийся инженер аэродинамики – это далеко не полный список, в котором значится и фамилия Кеонджяна.
Все эти и многие другие люди совершили уникальные открытия на чужбине, благодаря безумной политике коммунистической партии и личным преступлениям товарища Сталина.



ПОСТАВЬТЕ "ЛАЙК", ЧТОБЫ УВЕЛИЧИТЬ ОХВАТ СТАТЬИ. ПОДПИШИТЕСЬ НА КАНАЛ, ЕСЛИ ПОНРАВИЛАСЬ ПУБЛИКАЦИЯ.

Равноправие женщин в СССР, описанное Тодором Драйзером

Спецобъект "дача" как показатель аскетизма вождя

Судебные казусы советской законодательной системы, в рамках дела "Океан"