Захожу в четверг после занятия в кабинет к директору — пожелать, как водится, спокойной ночи (было 9 вечера). «Вот, смотри, как сегодня Карлсен выиграл у Федосеева!» — говорит Аль Саныч и показывает картинную позицию:
Федосеев, игравший чёрными, имея лишнее качество, признал себя побеждённым. Его ладья арестована в углу доски и не имеет никаких перспектив. В позиции на диаграмме ход белых, но даже если бы был ход чёрных, их дела плохи. На нашем любительском уровне ещё, конечно, можно было бы потрепыхаться: 1. … Лh6 2. C:h6 gh 3. Kpe4 Kpg7 4. Cf5 Kpf6, и пусть ещё белые найдут верный план: 5. Крd5! — от манёвра Крd5-c6-b7-c8 и d7-d8Ф у чёрных нет защиты; очевидно, плохо 5. … Кр:f5? ввиду 6. g7 + -.
Интересно другое. Бегло взглянув на позицию, я сразу вспомнил этюд Г. Заходякина, который за несколько часов до того мне прислал ВКонтакте Арсений Анатольевич Емелин:
Задача № 1 (2-1 разряды).
Ход белых. Выигрыш.
Я показал задачу своим ребятишкам. К сожалению, 3-разрядникам она не поддалась.
А ведь идея схожа с карлсеновской! Там взаперти ладья на h8, а тут на том же поле чёрный ферзь. Вроде как не взаперти… Но если внимательно присмотреться?
И на посошок ещё один этюд от А. Емелина (за авторством В. Королькова).
Задача № 2 (2-1 разряды).
Ход белых. Выигрыш.
И тут чёрным мешает их фигура на h8. Стой король на соседней клеточке h7 — и этюда бы уже не получилось.
Я приглашаю вас, мой вдумчивый читатель, в волшебный мир шахматного этюда! Буду рад увидеть ваши решения предложенных задач. Подписывайтесь на мой новый канал - мне нужна ваша поддержка, чтобы осознавать ненапрасность своих усилий. Не лишними для такого новичка, как я, будут и ваши пальчики вверх.