"Сначала человек определяет себе поле деятельности, потом деятельность определяет человека"
Не уверен, что это так, научных исследований не нашел. Но мысль показалась мне умной. А значит, настало время для новой статьи.
Безобидное начало
Ничего не подозревающий ученик 11 класса готовится сдавать физику, нередко - информатику, помимо базовых предметов. Он - будущий "технарь".
"Инженер - это звучит гордо!". По крайней мере, мало кто пойдет учиться на специальность, в которой хоть сколько-нибудь не уверен.
Достойно сдав ЕГЭ, ученик идет с аттестатом в руке и суммой баллов в голове покорять приемные комиссии различных ВУЗов. В основном, технических, там больше шансов "пройти на бюджет".
Имя в списке поступивших, заветный студенческий билет - в кармане. И он уже готов "нырнуть с головой" в учебные будни.
..или не безобидное?
"Мои проблемы - это ваши проблемы, ваши проблемы - это тоже ваши проблемы"
Так можно кратко сформулировать вступительную речь преподавателя на самой первой паре. До сих пор благодарен ей, что не стала жалеть наши молодые и неокрепшие умы и донесла всё без прикрас.
Конечно, преподаватели разные, студенты тоже. Но, в целом, как-то так и выходило.
Успеваемость студента зависела от уровня его начальной подготовки (в школе/лицее) и взаимоотношений с преподавателем.
А дальше?
Но после первой сессии кто-то почувствовал себя ощутимо увереннее. Но всё описанное можно подвести под многие учебные заведения, где реально требуют знания. В чем же отличия?
- Нехватка знаний. У меня сложилось стойкое ощущение, что для выполнения учебной работы/задачи требуются знания и навыки, которым надо было обучиться еще три года назад.
Со временем это чувство.. не ушло. Я просто привык к постоянной нехватке знаний. Думаю, это нормально, в какой-то степени осознавать свое не полное понимание предмета.
- Основы. В нашем учебном заведении порядочно трясут за вышмат и физику. Сдать их - не такая простая задача, требующая усилий. Но это только начало начал, а спецпредметы должны начаться вот только на 4 курсе, вроде как =)
- Лабораторные работы. Так можно описать самое бесполезное "подспорье" в освоении знаний. Но почему? Там же на практике выясняют, как работает теория!
Но это совсем разные "песни", далеко не всегда гармонирующие друг с другом. Лабораторную работу, помимо выполнения нужно еще и обосновать, а лекции не начитаны. "Крутись, как знаешь!". Принцип современного образования =)
- "Границы применимости знаний". Лишних знаний не бывает, но можно так глубоко уйти в теорию, что понимаешь: на практике так просто это не применить. Математическое моделирование сферических коней в вакууме (никак) не помогает при реальной езде (разве что ненулевые знания устройства лошади =) ).
Как не сдаться?
Единственный вменяемый ответ, как ни странно, - любить то, чем занимаешься. Даже при "моделировании сферических коней" нужно или придумать/осознать причину, зачем этим заниматься, или полюбить сам процесс.
Иначе, вы обречены заниматься нелюбимым делом каждый день, и пытаться жить в перерывах. Поступая так, можно запросто возненавидеть это. И, скорее всего, забить.
Есть процент людей, которые ошиблись с выбором профессии и уйдут искать себя в другом еще на первом курсе, если повезет. Если вы в числе таких людей - ничего страшного, пробуйте, ищите себя и не сдавайтесь. Я в вас верю. И пусть у вас все будет хорошо =)
Источник фото: https://pp.userapi.com/c304908/v304908673/3ab8/GcPEK2E3xmM.jpg