Священномученик Вениамин (в миру Василий Павлович Казанский) родился в 1873 г. в Каргопольском уезде в семье священника, окончил Петрозаводскую семинарию и Петербургскую духовную академию. В годы учебы Василий был пострижен в монашество с именем Вениамин и рукоположен во иеромонаха, затем преподавал в духовных школах, был ректором Самарской и Санкт-Петербургской семинарий.
В 1910 г. архимандрит Вениамин был рукоположен во епископа Гдовского, викария Петербургской епархии. Архиерейство не изменило жизнь святого. Он отличался евангельской простотой, сердечностью и доступностью. Как простой священник он ходил по бедным окраинам Петербурга, крестил детей, напутствовал умирающих. Святой участвовал в работе «Общества Пресвятой Богородицы», которое было создано для помощи женщинам, вынужденным зарабатывать деньги греховным путем.
После Февральской революции митрополит Петроградский Питирим (Окнов) был смещен. В соответствии с новыми веяниями архиереев должен был избирать народ. Естественно, петербуржцы избрали на кафедру священномученика Вениамина.
Архипастырь был аполитичен, считал, что необходимо вести ко Христу всех людей, независимо от их классовой принадлежности, считал крайне важным налаживать приходскую жизнь. Митрополит продолжал служение вплоть до новой трагедии – спровоцированного большевиками голода, который унес более 5 млн жизней.
Советское руководство воспользовалось народным горем для ограбления Церкви путем изъятия ценностей, в том числе и богослужебных сосудов. Понимая, что сопротивление приведет к репрессиям, митрополит Вениамин вступил в переговоры с властями и согласился жертвовать священные предметы. Почувствовав взаимопонимание, архипастырь заявил, что своими руками снимет драгоценную ризу с Казанской иконы и отдаст ее на спасение голодающих братьев.
На деле изъятие ценностей на местах часто напоминало грабеж. При этом большевики скрывали судьбу ценностей, которые на помощь голодающим так и не пошли. Неудивительно, что митрополиту Вениамину не предоставили возможность проследить судьбу ценностей, на чем он настаивал.
Параллельно с этим при поддержке ГПУ организовывался красный раскол – обновленчество. Его идеологи во главе со священниками А. Введенским и В. Красницким, заявили о разрыве с «реакционным духовенством». Митрополит Вениамин запретил раскольников в священнослужении и обратился с посланием против «революционной церкви». 29 мая 1922 г. святитель был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей, приговор был предрешен. Пред лицом смерти архипастырь сказал «судьям»:
- Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением возложу на себя крестное знамение (святой при этом широко перекрестился) и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за всё».
Архипастырь был приговорен к расстрелу. Незадолго до смерти он написал: «В детстве и отрочестве я зачитывался Житиями святых и восхищался их героизмом, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа и от своих, и от чужих... Я радостен и покоен как всегда. Христос – наша жизнь, свет и покой. С Ним всегда и везде хорошо. За судьбу Церкви Божией я не боюсь».
В ночь на 13 августа 1922 г. священномученик Вениамин был расстрелян вместе с архимандритом Сергием (Шеиным) и мирянами Иоанном Ковшаровым и Юрием Новицким. Точное место расстрела и погребения святых неизвестно.