Найти тему
Центр Справедливости

Пятиэтажка рассыпается по вине ЖЭКа

Благодаря Центру защиты прав граждан коммунальщики покрасят облупившиеся стены, побелят потолки и восстановят разбитые лестницы и перила в подъезде пятиэтажки.

На подъезд пятиэтажного дома по проспекту Красноармейский, 114 в Барнауле без слез не взглянешь. С потолка осыпается штукатурка, на стенах потрескалась краска, разбиты ступени лестницы и перила. Жильцы жаловались в УК «Первая», но это не принесло никакого результата. По словам собственников, ЖЭК ни разу за время управления домом не делал ремонт в подъездах.

Жители устали самостоятельно бороться с коммунальщиками, поэтому обратились за помощью в Центр защиты прав граждан. Правозащитники разъяснили алгоритм действий в таких ситуациях.

— Управляющая компания обязана содержать общее имущество дома в надлежащем состоянии. Эти обязанности закреплены в ст. 161 ЖК РФ. То есть ЖЭК должен ремонтировать подъезды: красить стены и потолок, восстанавливать лестницы и подъездные окна, а также оперативно реагировать на жалобы жильцов. Если УК отказывается выполнять свои обязанности, то нужно жаловаться в Госжилинспекцию, — отметила руководитель Центра защиты прав граждан в Барнауле Татьяна Мазунина.

Специалисты Центра помогли жильцам пожаловаться в Госинспекцию Алтайского края. Проверка надзорного органа выявила нарушения норм жилищного законодательства со стороны УК «Первая».

По данному факту инспекция выдала руководству управляющей компании предписание по восстановлению окрасочного и штукатурного слоя в подъезде пятиэтажки. Срок на проведение работ — до конца августа 2021 года.

Если коммунальщики не исполнят предписание в срок, то им будет грозить штраф до 20 000 рублей (ст. 19.5 КоАП РФ).

Кто отвечает за текущий ремонт в МКД

Текущий ремонт — комплекс работ, направленных на поддержание многоквартирного дома в состоянии пригодном для проживания, а также на устранение неисправностей, которые могут угрожать безопасности и благополучию собственников жилья.

Ремонт крыши, подъездов, внутренних коммуникаций дома – прямая обязанность управляющих компаний. Коммунальщики обязаны минимум два раза в год проводить обследование общего имущества многоквартирного дома: весной, после окончания отопительного сезона, и осенью, перед началом отопительного сезона.

После осмотра специалисты ЖЭКа составляют Акт о выявленных недостатках — основание для проведения текущего ремонта (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491). Затем коммунальщики составляют перечень работ. Председатель Совета МКД согласовывает готовый перечень или его утверждают на общем собрании собственники жилья. После этого управляющая компания определяет сроки выполнения этих работ.

Важно! Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы УК должна проводить, независимо от того, прописаны они в договоре управления или нет (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 6464/10).

Сроки проведения текущего ремонта

Текущий ремонт обычно проводят не реже одного раза в 3-5 лет, в зависимости от классификации здания и физического износа (согласно «Правилам и нормам технической эксплуатации многоквартирного дома», утвержденным Постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 года).

Текущий ремонт проводят в случае, если:

- подошел срок профилактических или косметических ремонтных работ;

- участки инженерных коммуникаций пришли в аварийное состояние и требуют срочного восстановления;

- появились повреждения окон и дверей в подъездах, выявлено незначительное разрушение фасада и т.д.

Важно! Работы по ремонту общедомового имущества, будь то подъезд, кровля или водосточные трубы, оплачиваются жителями по строке «Ремонт и содержание жилья». Сбор дополнительных взносов – вне закона!

Какие работы входят в текущий ремонт

Перечень работ, который может быть выполнен в ходе текущего ремонта в многоквартирном доме, прописан в «Методическом пособии по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004» (утв. Госстроем России).

Среди таких работ:

- Ликвидация локальной деформации, работы по восстановлению поврежденных участков фундамента, отмостки, продухов и системы вентиляции подвала.

- Герметизация стыков конструкции и работы, направленные на восстановление разрушенных архитектурных элементов.

- Покраска фасадов, стен и потолков в подъездах.

- Восстановление целостности оконных рам, стекол или работы по остеклению подъездов.

- Ремонт входных дверей, включая помещение тамбура.

- В ряде случаев возможно проведение работ по усилению и восстановлению целостности межквартирных перегородок.

- Мероприятия по восстановлению технического состояния или полная замена части системы отопления, водоснабжения, канализации, насосной установки или оборудования домовой котельной.

- Поддержание бесперебойной работы вентиляционной системы в доме.

- Устранение неисправностей системы электроснабжения, включая электроплиты. Остальные электрические приборы не попадают в зону действия нормативных актов.

- Установка или замена ящиков для получения корреспонденции.

- Восстановление покрытия пола в подъездах.

- Работы по окрашиванию металлических элементов отопительной системы.

- Замена светильников в местах общего пользования.

- Ремонтные работы, проводимые в электрощитках МОП, а также их полная замена в случае необходимости.

- Работы по поддержанию удовлетворительного состояния козырьков на подъездах. Актуально для элементов, выполненных из мягкой кровли или листового металла.

- Замена клапанов мусоропровода.

Важно! Если УК не реагирует или отказывается проводить текущий ремонт дома, необходимо направить жалобу в государственный орган жилищного надзора, который проведет проверку и выдаст предписание на проведение ремонтных работ в доме.

Жалуемся в Госжилинспекцию

- В заявлении нужно подробно описать проблему и нарушения со стороны управляющей компании. Лучше указать ссылки на законы.

- К заявлению можно приложить документы, подтверждающие нарушения (например, акт выявленных недостатков, переписку с сотрудниками ЖЭКа), а также фото и видео.

- Жалобу можно подать на сайте ГЖИ или на сайте Госуслуг. Также заявление вместе с документами можно отправить по Почте России заказным письмом с описью вложения. По трек-коду на почтовой квитанции можно отследить момент поступления письма адресату. Кроме того, заявку можно оставить на горячей линии ГЖИ.

- Надзорный орган обязан рассмотреть жалобу, провести проверку и сообщить заявителю о принятых мерах. Ответить ГЖИ должна в течение 30 дней со дня обращения (при обращении по почте срок исчисляется с даты поступления). Срок рассмотрения заявления может быть увеличен (не более чем еще на 30 дней). Но об этом госорган обязан сообщить заявителю (ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»).