Этот великий комикс стал первым совместным проектом Пьера Кристина и Энки Билала. из трех, которые были выпущены независимо на греческом языке, но последний опубликован на нашем языке. Оригинальное название: "Город, которого не было".
В неопределенное время. что логически должно совпадать с временем написания работы (1977 г.) и где-то во Франции, вероятно, на туманном и промышленно развитом севере, в городе Зантанкур, литейщики бастуют 27 дней. Эта фабрика, как и другая швейная фабрика в городе, принадлежит тому же человеку, Ханнарду (Анару), который практически считает город своей усадьбой, поскольку даже школа носит его имя. Анар умирает из-за забастовки, как утверждают некоторые, и его соратники (= покорные) задаются вопросом о будущем компании, как и, конечно же, рабочие, которые беспокоятся о своей работе. Наследник Анара - его прикованная к инвалидной коляске внучка, которая - к всеобщему удивлению и гневу некоторых - оказывается особенно способной манипулировать соратниками своего деда, чтобы осуществить безумный план: построить самодостаточный город, изолированный навесом от остальных. мира, который окружит Заданкур и позволит жителям города жить беззаботно и счастливо, имея в своем распоряжении все необходимое. Однако после строительства города некоторые люди не чувствуют удовлетворения и уезжают.
Хотя приведенное выше краткое изложение раскрывает почти весь сюжет, этого недостаточно, чтобы передать мрачную атмосферу, царящую в комиксе, который с большим успехом перемещается между фантастикой и реальностью. Примечательно, что история начинается со сцены сна, которая позже в книге становится почти реальностью. Напротив, мрачная реальность начала повторяется как сон точно в том же месте. Такой выбор сценария подводит нас к возможной интерпретации пьесы, которая является поиском утопии и ценой комфортной жизни. Все герои книги ищут чего-то другого: рабочих - лучшей жизни, наследника, когда он мог ходить, промышленным партнерам - больше денег, детям - беззаботной жизни.
Интерпретации могут быть психоаналитическими или политическими, либо и тем, и другим: классовые различия неумолимы и постоянно появляются в комиксах. Погруженный в туман, грязь и влажность, Заданкур похож на город, который медленно исчезает, но все еще существует в мире.
Напротив, новый, охраняемый, геометрически построенный город выглядит нереальным, негостеприимным. Рабочие сменили ненадежную, но активную жизнь на комфортное, но пустое существование, мучительную свободу на беззаботную тюрьму. Беспокойство сменилось бездействием, и те, кто не согласен, хотят начать все сначала, предпринять действия, чтобы снова почувствовать себя живыми, а также помочь другим работникам в других местах по мере продолжения борьбы.
Это два рабочих, которых мы встретили в начале истории, и странный анонимный парень, который сопровождает и помогает наследнику с самого начала истории, но решает уехать, то есть сбежать из города, когда он будет построен. Кто-то может возразить, что он каким-то образом символизирует совесть наследника, который, сделав, вероятно, исполненный благих намерений, огромную игрушку, отчасти для того, чтобы вспомнить свое детство, отчасти для искупления классовых грехов своей семьи.