МТЗ – 5 «Беларусь» стал прототипом одних из самых популярных тракторов Советской эпохи - МТЗ – 50 и ЮМЗ – 6. Он был спроектирован в 1956 году и в том же году начался его выпуск Минским тракторным заводом.
Чуть позже, в 1958 году модель начали производить на конвейере Южного машиностроительного завода. В общей сложности до 1972 года было выпущено около 140 тысяч экземпляров МТЗ – 5.
«Сердцем» нового трактора стал недавно разработанный четырехтактный четырехцилиндровый дизельный двигатель Д – 40 объемом 4,15 литра мощностью 45 лошадиных сил.
На более поздних модификациях МТЗ – 5 стали устанавливать мотор Д – 48, выдающий 48 лошадиных сил. В зависимости от модификации силовой агрегат запускался с электростартера на МТЗ – 5М или с помощью двухтактного бензинового двигателя, так называемого «пускача».
При расходе топлива 200 грамм на л.с. топливного бака емкостью 90 литров хватало на 11 часов работы. На МТЗ – 5 установили 5 – ступенчатую механическую коробку переключения передач, а после модернизации в 1957 году – 10 – ступенчатую МКПП. Диапазон скоростей трактора от 1,4 км/ч до 22,3 км/ч.
Линейные размеры модели: длина 4 метра 9,5 см, ширина 1 метр 88 см, высота 2 метра 39 см (с кабиной), полная масса 3 тонны 190 килограмм.
По сравнению со своим предшественником МТЗ – 5 имел бо́льший функционал за счет независимого вала отбора мощности и гидравлической системы с выносными гидроцилиндрами.
Изначально трактор имел только задний привод с блокировкой дифференциала ведущего моста, позднее стали выпускать его полноприводную модификацию МТЗ - 7.
МТЗ – 5 применялся в сельском хозяйстве для обработки легких и разработанных почв, кошения и сбора травы, посева и уборки зерновых культур. Кроме того, трактор широко использовался в коммунальных и строительных организациях. На него устанавливали отвалы, щетки, фронтальные и вилочные погрузчики, а также экскаваторы.
Сейчас очень сложно найти МТЗ – 5 в рабочем состоянии. Сказывается отсутствие запасных частей, да и с учетом того, что последний трактор сошел с конвейера почти 50 лет назад, можно себе представить, в каком состоянии железо и какая наработка моточасов у агрегатов.
Все же некоторые предложения о продаже мне удалось найти, стоимость таких тракторов в рабочем состоянии, с документами и с родными комплектующими доходит даже до 300 тысяч рублей.