Найти тему
Daily Top

Почему Иван Грозный хотел переименовать Россию в Израиль

Многим покажется невероятным, но Иван Грозный называл себя Царём Израиля, а Россию – Израилем. Связано это с его набожностью и, вероятно, у него были планы о переименовании страны.

Иван IV - изображение из альбома «Портреты московских государей» 1882 года
Иван IV - изображение из альбома «Портреты московских государей» 1882 года

Через несколько лет после венчания на царство он был признан Восточной церковью Василевсом, то есть помазанником божьим, и таким образом встал в один ряд вместе с римскими кесарями. Разумеется, это укрепило его положении перед лицом западных монархов.

Известно, что Иван Грозный был очень начитан, а поскольку кроме религиозной литературы в те годы ничего не было, то соответственно он был помешан на всём, что так или иначе относилось к религии. К слову, в шестнадцатом веке именно она определяла образ жизни людей, правила поведения и прочие законодательные инициативы. Многие современники отмечали его знание Священного писания, которое, как известно, описывает жизнь древних евреев.

Изданная переписка Курбского и Иваном IV
Изданная переписка Курбского и Иваном IV

Возможно, под влиянием этой литературы, будучи впечатлительным человеком, по свидетельствам многих историков, сам Иван Васильевич величал себя Царём Израильским. По смыслу «Израиль» тогда означало «Имеющий власть над силами», были другие значения — «Принц Божий» и «Избранный».

Современник Ивана IV, боярин Андрей Курбский, разругавшийся в пух и прах с царём и убежавший в Литву, писал ему из эмиграции письма с упрёками в гонениях на бояр. Царь отвечал. Примечательно, что в своих посланиях друг другу они абсолютно естественно апеллировали понятием Израиль именно в отношении Российского государства, а подданных страны оба называли израильтянами.

«Церковь Василия Блаженного», литография Луи Бишбуа, XIX век
«Церковь Василия Блаженного», литография Луи Бишбуа, XIX век

Есть и ещё доказательства того, что он называл своё царство Израилем. Победа над Казанским ханством, сообщает Никоновская летопись, считалась «обретением русским народом небесного Сиона, или Иерусалима». Поэтому Грозный принял решение построить на Красной площади «небесный Иерусалим».

По замыслу это должен был быть храм-город, символизирующий собой Иерусалим. Зодчие Барма и Постник хорошо поняли тогда этот дерзновенный замысел царя: храм не для удобства собраний и молений внутри, а для созерцания «божественности мироздания» снаружи. Впоследствии этот храм стал известен больше как храм Василия Блаженного.