В последнее время Виктор любил приходить на Мойку, подолгу стоял у Зимней Канавки. Канал был скрыт льдом, заснежен, зажат домами. "Вот так и я, почти брошен и стиснут обстоятельствами, как железными тисками. Как мне вырваться из этих стальных объятий?" - в который раз сам себе задавал он вопрос и не находил ответа.
Шел по набережной к Неве, минуя арку выходил на простор и пытался вздохнуть полной грудью. Но и там не находил облегчения. В закатных сумерках сверкал лишь шпиль Петропавловки. Нева была также скована льдом и сквозила холодом. И не было выхода из жизненного тупика. По крайней мере Виктор не мог найти его.
Он очень любил свою Аленку, они прожили вместе десять лет. "Моя? Да, она все еще моя! Но она уже и не моя, появился еще один, третий. Но ведь она любит меня как прежде! Конечно любит! И я люблю ее не меньше." - так Виктор пытался успокоить себя. Это плохо получалось, с тех пор как в их мятежную, но счастливую жизнь пришел Сергей.
Виктор и Лена учились на одном факультете, в одном потоке. Сначала не замечали друг друга. Но как-то уже на четвертом курсе Виктор шел сдавать очередной зачет перед весенней сессией и увидел Лену, увидел совсем по новому. Она стояла у окна, читая конспект, и это была совсем другая девушка. То ли луч весеннего солнца так осветил ее лицо, или случилось что-то еще невероятное, но случилось.
Как это бывает объяснить нельзя, да наверное и не надо. Зачем. Случилось и случилось. А вдруг, если объяснишь себе, найдешь причину, то и пропадет волшебство. Оно очень эфемерно и нестойко, как весенний ветерок, луч солнца. Набежит туча, и сразу изменится все вокруг, станет обыденным и неинтересным.
- Ты к Петрову? - Виктор заглянул в конспект Лены.
- Да, уже второй раз.
- Рубит?
- Еще как. Всех наших девчонок гоняет по два раза. И ты к нему?
- К нему. Но мне сегодня надо сдать.
- Уверен?
- Конечно. Тебе помочь?
- А как?
- Давай зайдем вместе.
- Разрешит?
- Ну... не выгонит же. А я там тебе шепну, подскажу.
В этот день зачет они сдали, но расставаться не захотелось, пошли бродить по городу, и поговорить о чем нашлось, и время пролетело незаметно. Так и началась дружба Виктора и Лены, а потом и любовь. А когда это произошло - неизвестно, и чем отличается дружба от любви - вряд ли кто сможет объяснить.
Учеба закончилась быстро, вдвоем все дела решались проще, и время пролетело незаметно. Ребятам захотелось романтики, они оставили свой Питер и уехали работать в далекий северный город на большой завод. Лет через пять вернулись обратно, набравшись опыта и тоски по родному городу.
Питер встретил их неприветливо. Была работа, но не было жилья. Первое время перебивались в коммуналке. Но время не останавливало свой стремительный бег. Переехали на Гражданский, в не новую, маленькую, зато свою квартиру. Их счастью не было предела. А как же, счастье хотя и не зависит напрямую от материального, но эта сторона жизни по прежнему остается важной, а у кого-то и главной.
Любовь и романтика не покидали Виктора и Лену. Утром они расставались, разъезжаясь на работу, а днем Лена находила в сумочке записку - "Люблю, после работы жду в летнем саду на нашем месте."
Место встречи могло быть разным, но каждый раз они волнуясь бежали друг к другу на свидание, как и десять лет назад, еще в институте, а при встрече все также робели. Каждый вечер оставался по своему единственным, а следующий становился другим, не менее прекрасным. Влюблённые гуляли по Питеру, говорили и не могли наговориться, перебивая друг друга и смеясь.
Как-то на работе Лена с подружками пришли на обед в столовую в и встали в очередь. Девчонки успевали пошушукаться, обсудить коллег, главное без злобы и зависти.
Когда Лена с подносом добралась до кассы, стоящий перед ней мужчина замешкался, рассчитываясь, и второпях подхватил свой поднос. Но тут его окликнули из очереди: "Сереж, займи столик и на нас!" "Хорошо!" - отозвался незнакомый для Лены Сережа и заспешил в зал, ища свободный столик.
Но тут произошло обыденное и вместе с тем странное. Сережа слегка коснулся плеча Лены, это получилось нечаянно. "Извините," - произнес он с чувством и искренне, действительно извиняясь. При этом на какой-то миг их взгляды перекрестились, и сверкнула молния, тут же угаснув. Правда она не пропала бесследно, породив пока неявный, но отклик в душах незнакомых людей.
- Ты что, не слушаешь? - Марина, подружка Лены сидела рядом за столиком и рассказывала о чем-то важном, успевая при этом поглощать салат.
- Нет, нет, слушаю... ты о чем?
- Ну вот, опять размечталась. Куда сегодня пойдешь со своим Витенькой?
- Не знаю, не прочитала еще.
- А записка есть?
- Конечно.
- Даже не сомневаешься?
- Нисколько. Вечером прочитаю... перед уходом... так даже интереснее.
- А мы сегодня с девчонками в ресторанчик, новый открылся, здесь недалеко. Давай и ты с нами... и Витю захвати. Не бойся, никто его не съест. - Марина была не замужем и подтрунивала над Леной, может немного и завидуя такой преданности.
- Да нет, мы вдвоем, как всегда, - может конечно и показалось, но "всегда" прозвучало как-то скучновато, если не обреченно.
- Как знаешь. А Сережу новенького видела?
- Какого? - Лена вздрогнула, она еще и сама ни в чем не могла себе признаться, и признаваться было не в чем, но ее словно уже поймали на тайне, которой не было, так ей казалось.
- Перед тобой в очереди стоял, толкнул тебя, да вон они сидят, - Марина кивнула на соседний столик, - недавно к нам в отдел перевелся, симпатичный.
Лена как-то боязливо повернула голову. За соседним столом сидел Сережа, его коллеги и оживленно разговаривали. И тут опять произошло невероятное. Сережа обернулся, смущенно кивнул и еще раз сказал: "Извините!"
Лена в ответ улыбнулась, она думала, что забыла столкновение у кассы, скорее ей так казалось. Молния сверкнула еще раз. Сердце дало о себе знать странным образом, в груди возникло тепло и заполнило собой каждую клеточку. Рука дрогнула, и вилка звякнула о тарелку. Что-то новое вошло в Лену, теперь она уже ничего не мола поделать с этим новым и была обречена. Только на что?
Чувства Лены странным образом раздвоились. Она по прежнему любила своего Витю, но и Сережа стал ей вдруг не чужим. Это было непонятно. Любви в ней стало в два, нет, даже в несоизмеримое число раз больше. И чувства только прибывали.
- Что с тобой? - спросила Марина, заметив смятение подруги.
- Нет... ничего... показалось.
Марине конечно очень хотелось расспросить Лену, но она решила повременить и дождаться более удобного момента.
Виктор и Лена как всегда гуляли вечером. Они шли вдоль Мойки, долго стояли у начала наверное самой короткой реки, протекающей под аркой и впадающей в Неву. Здесь было одно из самых любимых мест, где влюбленная парочка любила бывать еще со студенческих времен.
Они так же трепетно держались за руки, но больше молчали. Виктор начал рассказывать очередную историю. Лена односложно отвечала и чувствовала себя прежней, ей было хорошо. И взгляд Сережи не тревожил.
Правда этот взгляд пришел к Лене ночью во сне или полусне. Граница между явью и грезами стерлась. Лена опять стояла у кассы, а потом сидела с подругой в столовой. Но эти воспоминания были не так важны, главное - она слышала робкое "Извините" снова и снова. И еще она видела глаза Сережи и сверкнувшую молнию.
- Ты плохо себя чувствуешь? - спросил Виктор утром.
- Нет, все хорошо. - Лена отвернулась от окна и посмотрела на Витю. Она все пыталась проверить себя и убеждалась в прежнем: "Я все так же люблю его. Но что же тогда мне мешает?"
- Я сегодня заеду к маме, переночую у нее. Ладно? - робко попросила Лена и добавила, оправдываясь, - Давно у нее не была.
- Я с тобой.
- Останься дома, ладно? - Лена с грустной лаской посмотрела на Витю. Он не стал переспрашивать почему так.
- А ты лучше приготовь завтра ужин, наш, студенческий. Помнишь? - Лена впервые за все утро улыбнулась. Старые воспоминания отвлекли. Она не собиралась обманывать и действительно хотела навестить маму. И еще ей хотелось побыть одной, разобраться в себе.
- Хорошо, - согласился Виктор и только переспросил, - Во сколько вернёшься?
- Часов в девять.
- Не задерживайся. Я буду ждать.
- Ладно.
Впервые от Лены на Виктора потянуло холодком, но он попытался объяснить это просто: "У каждого может быть плохое настроение". Скорее всего он хоть как-то пытался успокоить себя.
Лена после работы зашла в соседний магазин, купила маме продуктов и, надо же, в метро столкнулась с Сережей. "Извините," - от этого слова, ставшего уже привычным, опять екнуло сердце, не тепло, а жар охватил до кончиков пальцев. Лена и Сережа смотрели друг на друга долго и испытующе. "Можно вашу сумку?" - их руки встретились и задержались. И больше никаких слов не потребовалось.
Они молчали. Сережа проводил Лену до дома мамы, где они расстались, а утром уже ждал на этом же месте.
- Ты?! - удивилась Лена. Но это удивление было для нее приятным.
- Я. Ты на работу?
- Да.
Они опять почти молчали, пока шли и ехали в метро. Если и говорили, то о каких-то незначащих мелочах, о работе. Просто перебрасывались даже не фразами, междометиями, жестами. И кивок головы в таком разговоре мог значить больше длинной, но пустой тирады. Их отношения складывались совсем не так, как с Виктором. Там было интересно многословие, а здесь наоборот, не менее значимое молчание.
Но и это было не столь уж важным, даже наверное неважным. В вагоне метро Лена и Сергей сидели рядом, и Лене показалось, что они давно знакомы, близки друг другу и едут из своего дома на работу. Это было странным и волнительным, и в то же время невозможным.
Рабочий день прошел как обычно. В столовой Лена и Сергей не встретились. Лена вернулась домой к Виктору веселой, чему он был очень рад. И все у них вроде бы наладилось. Но прошла неделя, Лена опять затосковала. Сережа на работе был рядом. Они иногда обедали вместе, но оставались недосягаемы друг для друга.
Их отношения, которых по сути не было, уже обсуждали. Марина пыталась узнать у подруги подробности, которых не было. Марина не верила и начала рассказывать о Лене небылицы. Люди есть люди. Как не посудачить о другом, как не обсудить и тут же не осудить. И не важно, что это всего лишь были слухи. Слухами земля полнится. Это горько, но так.
Лена не могла позволить себе ничего, даже робкого поцелуя. Это уже стало бы изменой Виктору. Но как бы она не оправдывала себя, измена порой не заключается в конкретном, для этого достаточно о ней подумать. Измена в мыслях наверное не менее страшна.
Теперь Лена понимала, что одинаково сильно любила обоих мужчин. С Виктором ее связывала целая жизнь, с Сергеем - взгляд, касание рук и почти молчание. Но вся беда заключалась в том, что Лена не могла выбрать одного, чтобы расстаться с другим.
Виктор не понимал, но чувствовал, что с Леной происходят важные перемены, терпел. Сергей, оставаясь на расстоянии, просто ждал. Судьба двух мужчин теперь зависела от одной женщины. А она не знала, что делать и металась, нет не в размышлениях, скорее в чувствах, из одной крайности в другую.
Как это свойственно многим женщинам, и наверное это хорошо. Хорошо, что женщина живет не логикой, а порывами души. Иначе нам, мужчинам, было бы с ними просто неинтересно. Но это так, к слову. И не знала еще эта странная троица, что их судьба будет зависеть не от женщины.
- Вить... я хочу познакомить тебя... с одним человеком... - так Лена решила начать трудный разговор не только для себя, для всех.
- Ты уходишь? - Виктор уже предчувствовал развязку, но не понял этих слов Лены. - Только зачем же мне знакомиться с ним?
- Нет, что ты, я никогда не уйду от тебя! Я люблю тебя... даже больше, чем раньше... Но... я так не могу.
- Ты изменяешь мне? - Виктор был готов к страшному признанию. Но Лена даже обиделась на эти слова.
- Как ты мог такое подумать. Я никогда не посмею... но я вся измучилась, так нельзя жить дальше. - Лена не понимала, что уже изменила, только подумав о такой возможности.
- Так выбирай, решай! - Виктор начал выходить из себя, внутри у него все клокотало.
- Не могу! - Лена бросилась на шею Виктору и заплакала. Она пыталась выплакать все, что наболело. Ничего не получалось, решения в сложившейся ситуации не было, и тогда она в отчаянии выкрикнула. - Решайте сами!
Встреча в кафе была странной, за одним столом сидели трое. Виктор и Сергей испытующе смотрели друг на друга, Лена переводила взгляд между дорогими ей мужчинами, вытирая слезы платочком, готовая разрыдаться. Могли ли мужчины затеять драку? Вряд ли. Скорее они сравнивали свои достоинства и думали, за кем останется выбор.
Лена хлюпала носом. Ей досталась роль обвиняемой, она ждала страшного суда двух, самых своих дорогих мужчин. Теперь решение оставалось за ними.
Автор дальше не берется пересказывать подробности встречи в кафе. Она была долгой и тяжелой, подчас громкой и даже тихой, перемежаемой общим молчанием. Обсуждение часто заходило в тупик. Но решение все же было найдено. Оно не устраивало каждого полностью. Счастье одно, и его невозможно разделить на троих, но пришлось все же пойти по этому пути.
Темнело, находившись по любимым местам один, Виктор вернулся в пустую квартиру. Завтра предстоял напряженный день. Надо было сделать уборку, купить продуктов, приготовить ужин. В воскресенье к нему возвращалась Лена. Неделя у Сергея в Купчино заканчивалась. Следующая была всецело его.
А чувств у Лены хватало на двух самых ее любимых мужчин.
Если вам интересно - приглашаю на мой канал, поделитесь статьей со знакомыми и друзьями в соцсетях. Можно даже поставить лайк - он же палец вверх.