Найти в Дзене

Разбор аниме «Дом теней» или причем здесь Карл Густав Юнг?

Оглавление

Место действия в аниме обладает особой атмосферой. С первой серии мы попадаем в таинственный замок в стиле викторианской неоготики, которым владеют черные как смоль дворяне из рода Шедоу, полностью покрытые сажей. Их происхождение в первом сезоне не раскрывается, но в каждой серии мы наблюдаем за героями и вместе с ними ужасаемся открывающимся тайнам этого места.

У семьи, как и у любого приличного дворянского рода, есть слуги нечеловеческой сущности. По крайней мере, в этом нас пытаются убедить тени. После достижения юношеского возраста каждой тени присваивается личный слуга. В его обязанности входит поддержание комнаты хозяина в чистоте, уборка выделяемой им сажи, а также постоянное сопровождение владельца, копирование его движений и эмоций. Проще говоря, слуга должен быть тенью своего господина. Согласно правилам дома теней, слуг следует называть «живыми куклами» и относиться к ним соответственно. Они – расходный материал. Роботы, которых можно выкинуть, если они сломаются.

Эмилико и Кейт
Эмилико и Кейт

«Важно знать, семья теней – выдающиеся дворяне. Живые куклы должны быть счастливы служить семье теней».

Правилами дома установлено, что «живая кукла» не может быть обособленной личностью, но все происходит совсем наоборот.

Аниме немного напоминает «Обещанный Неверленд»: протагонистами здесь также выступают дети. Среди них влюбленный в Кейт Джон и его слуга Шон, Патрик, напоминающий шекспировского персонажа, и его не менее театральный слуга Рики, молчаливая тень Ширли и скромная живая кукла Рам, а также самовлюбленные Луиза и Лу.

Действующие лица

Самым интересным персонажем этого аниме можно назвать Кейт Шедоу. По мере развития сюжета она сближается со своей живой куклой и первая совершает «мыслепреступление», когда решается выступить против сложившегося в доме уклада дедушки. Героиня считает, что живые куклы – это настоящие люди, которых похитили из окружающей замок деревни, в чем оказывается права. В отличие от остальных детей, она подходит к своим действиям осознанно и осторожно.

Сила теней заключается в умении контролировать выделяемую ими сажу. Так, особенность Кейт – большое скопление в ней сажи, с помощью которой она может передвигать предметы, людей или формировать материальные объекты.

-2

Эмилико – живая кукла Кейт, – полная противоположность своей госпожи, что нисколько не мешает им уживаться и быть лучшими подругами. С одной стороны – гиперактивная и полная наивности слуга, а с другой – спокойная и грациозная дворянка. Казалось бы, Эмилико никак не может быть живым отражением Кейт, но, тем не менее, стороннему наблюдателю так не всегда может показаться. Кейт заботится об Эмилико и оберегает от промывки мозгов кофе из сажи лорда дома теней. Во второй половине сериала уже видно, что движения героинь вполне синхронны, и живая кукла не копирует их осознанно.

Эмилико – архетипичный литературный персонаж. Ее можно смело сравнивать с Дороти из книги Фрэнка Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». Доброта, любознательность, преданность друзьям – эти качества никак не ценятся представителями дома теней.

Имена живым куклам тени выбирают самостоятельно. Обычно, имена слуг образуются от господских, однако Кейт хотела видеть Эмилико уникальной, а потому назвала ее в честь героини одной из книг. Но, несмотря на свои индивидуальные особенности, вместе они кажутся завершенной, единой личностью.

В отличие от большинства теней, Джон относится к своей живой кукле Шону с уважением. Так же, как Кейт и Эмилико, они полностью противоположны. Джон – вспыльчивый, нетерпеливый экстраверт, в то время как Шон – задумчивый интроверт. Джон грубит Эдварду, первый врывается после Кейт в крыло дедушки лорда, однако его Шон на такое бы никогда не решился.

Патрик – высокомерный, самоуверенный и невероятно преданный. Его живая кукла Рики кажется куда более надменной, чем ее господин, что заставляет Патрика испытывать особое восхищение перед своим лицом. Во время дебюта открывается внутренняя сторона Патрика, которую он, оставшись наедине с собой, не может принять. Возникшее чувство неуверенности помогает побороть его более дерзкая кукла.

Тандем Лу и Луизы именно такой, каким бы его хотели видеть лорды дома теней. Все мысли Луизы заняты лицом. Она полностью отождествляет Лу с собой и не видит в ней самостоятельной личности. Серьезные вопросы, которые поднимает Кейт, ей неинтересны. Единственная причина, по которой она помогает другим теням – это желание повеселиться, а в остальном ее заботит только внешность. Портреты Лу висят в ее комнате, она старательно подбирает косметику и заботится об ее лице. Лу же – тихая и преданная своей хозяйке кукла, она смелая и не задает лишних вопросов. Идеальный кандидат на роль звездоносца.

Единственной парой, не сумевшей найти общий язык, стали Рэм и Ширли, вследствие чего они потерпели поражение на дебюте. Они настолько тихие и застенчивые, что даже не разговаривали друг с другом. Кажется, что в этом мире все устроено так: когда ты не можешь быть одним целым со своей тенью, ты обречен на поражение.

Значение тени в мировой культуре и психологии.

Как отмечает доктор философских наук, профессор кафедры основ клинического психоанализа Валерий Моисеевич Лейбин: «С древних времен считалось, что тень человека это неотъемлемая часть его души, изнанка его духа, необходимое условие формирования его я. Неслучайно в различных странах олицетворение тени человеком была пронизано мифами, суевериями. Как правило, чем-то негативным, приносящим личности несчастья, невзгоды….». Действительно, восприятие тени как некой скрытой части человеческой души стало формироваться задолго до введения в аналитическую психологию Карлом Юнгом данного архетипа.

В древнегреческой мифологии тени населяют загробный мир – Аид. Несмотря на отсутствия понятия «души» в древнегреческой религии, после смерти из умерших исторгается душа и спускается в подземный мир, где царствует «владыка теней» Аид. Не только греки, но и многие другие народы воспринимали тень человека в качестве его души.

В литературе тень – это, чаще всего, зловещий двойник, который раскрывает скрытую сущность человека. Так, в сказке «Удивительная история Петера Шлемиля» Адельберта фон Шамиссо, главный герой продает чёрту свою тень за бездонный кошелек. Вскоре Шлемиль понимает, что вызывает недоумение и страх у людей, которые начинают его сторониться, ведь: «Порядочные люди имеют обыкновение брать свою тень с собой, когда выходят на солнце». Потеря тени сделала Шлемиля неполноценным, обрекла на вечные скитания.

Образ антропоморфной тени встречается в главной роли в сказке Ханса Кристиана Андерсена «Тень». Здесь описывается жизнь одинокого ученого, который потерял тень, но затем, через много лет, она вернулась к нему в человеческом обличии, постучавшись в дверь. Удивительно, но тень добилась высокого положения в обществе, а работы ученого об истине, добре и красоте остались никому не нужны. Тень приглашает ученого в совместное путешествие, вследствие чего «тень стала господином, а господин – тенью». Тень считала себя выше своего бывшего господина настолько, что просила его обращаться к ней исключительно на «Вы», в то время как сама называла его «ты». Во время странствий господин и тень спасают принцессу, которая тут же влюбляется в харизматичную тень. Последняя настолько преуспевает в своей самостоятельности, что просит бывшего господина стать своей тенью. Однако ученый отказывается, и тень распоряжается его казнить.

Отец аналитической психологии Карл Густав Юнг выделяет элементы психики, иначе называемые архетипами. Юнг определяет архетипы как «эффект или осадок имевших место переживаний». Когда человек сталкивается с какой-либо ситуацией, включается один из шести архетипов – Самость, Эго, Персона, Анима, Анимус и Тень.

Один из самых важных и малоизученных архетипов личности это тень. Юнг пишет: «Тень – олицетворение всех “низменных человеческих проявлений”, низшая сторона личности, которая вырывается наружу. Разум уже не принадлежит человеку, он во власти Тени». Тем не менее, тень не является проявлением только скрытых пороков. Компонент тени в человеке – куда более сложный элемент. По Юнгу, следует понимать, что тень – это все те чувства, мысли, поступки, желания, которые личность в себе отрицает, но при определенных обстоятельствах они вырывают наружу.

«Дом теней» изображает тень как персонифицированных и социализированных личностей, которые держат людей в качестве своих слуг. Лорд третьего этажа раскрывает процесс возникновения тени:

«Тень – это форма морфы паразитической феи, склонные к мимикрии и подражанию. Дедушка лорд создал условия, при которых морфы приобретают личности и становятся тенями. На первом этапе морфы изучают человеческую куклу. Так они могут распознать человеческую форму. На втором этапе личность формируется путем взаимодействия с живой куклой. На третьем этапе пробуждаются силы сажи и происходит объедение. Иначе говоря, тень захватывает тело и приобретает лицо, становясь совершенным существом, превосходящим человека. Но если тень не сможет обрести личность на втором этапе, мы делаем вывод, что жизненная сила морфы была слабой».

-4

Смотря на аниме с точки зрения теории Юнга, следует обратить пристальное внимание на единство тени и человека. Как было сказано ранее, теневой господин и его живая кукла идеально дополняют друг друга. Кейт наслаждается инфантильностью, добротой и наивностью Эмилико, поскольку эти черты свойственны ей и притягивают ее, но образ начитанной аристократки не позволяет раскрыть их в себе.

Архетип Персона означает все то, что окружающие думают о нас, так называемая «социальная маска», лицо, которое мы используем для встречи с другими. Цель Персоны – выгодно выстраивать благосклонные взаимоотношения с внешним миром. Цель живых кукол – быть лицами своих хозяев, то есть своеобразной маской для них.

Юнг называет процесс становления личности, который связан с интеграцией тени с персоной, «индивидуацией». Слияние персоны с тенью означает принятие черт, отвергаемых тобою в силу страхов, социальных установок, несоответствия образу. Данный процесс позволяет человеку полностью принять все свои особенности, которые не принадлежали образу его Персоны. Но стоит понимать, что если теневая сторона человека имеет множество негативных установок, то воссоединение не должно способствовать их последующему доминированию. Итогом воссоединения персоны и тени является избавление от множества слабостей, принятие собственного я, становление взрослым и уверенным человеком.

В аниме взрослые тени представляют собой единое существо – то есть тень, которая поглотила человека и стала с ним одним целым. Рассматривая «Дом теней» сквозь призму юнгианской психологии, можно сказать, что взрослые тени смогли объединить сознательное и бессознательное в себе, то есть стать полноценной личностью, в которой теневая сторона преобладает.

Заключение.


Аниме вызывает живой интерес. Первый сезон поставил много вопросов, ответы на которые я надеюсь получить во втором. Сюжет и эстетическая составляющая очень оригинальны, а бесподобный инструментальный опенинг заставляет погрузиться в атмосферу аниме с первой минуты.