Вольфганг Амадей Моцарт - великий композитор эпохи Классицизма, имя которого стало символом не только высшего уровня профессионального музыкального мастерства, но и необычайной природной одаренности, проявившейся в раннем детстве и превзошедшей все мыслимые представления о гениальности на несколько столетий вперед. История знает не мало примеров, когда амбициозные родители прилагали все усилия, чтобы достичь того же результата в воспитании своих детей, тем не менее до сих пор не существует подобных фактов, получивших абсолютное общественное признание.
Научные достижения ХХ в. в области генетики, информации о геноме и структуре ДНК однозначно отвечают на вопрос о природной предрасположенности: "Гением нужно родиться!". Только наличие определенных ресурсов позволит в будущем проявить неординарные способности в той или иной области, изначально предзаданной на генетическом уровне. Однако для того чтобы талант по-настоящему расцвел решающее значение будут иметь условия жизни: родители, близкое окружение, педагоги, ресурсы, среда. Внимательный анализ примеров гениев только подтверждает эту теорию.
В том, что расцвет гениальности Вольфганга Моцарта во многом является заслугой его отца Леопольда Моцарта, безусловно талантливого педагога, общеизвестно. Но вот значимость окружающей среды, в которой рос юный композитор, до сих пор явно недооценивалась. В основном, характеризуя место рождения композитора, биографы в один голос называют его родной город Зальцбург оплотом бездушной тирании и невежества, ссылаясь на консервативные взгляды графа Колоредо, жестоко столкнувшего с лестницы свободолюбивого молодого музыканта. Данный пример очевидной звериной грубости, к сожалению, заслонил собой гораздо более позитивные факты, важные для понимания природы гениальности.
Зальцбург времен Моцарта был не только маленьким австрийским городком, построенным на месторождении соли у реки Зальцах. Уже в то время культурный уровень в нем достиг небывалых высот, о чем редко упоминается сегодня в учебниках. Среди забытых имен периода, предшествовавшего достижению зрелости гениального композитора, хочется назвать имя другого музыканта, талант которого не был оценен в полной мере. Это Генрих Игнац Франц Бибер (1644 - 1704), композитор и скрипач чешско-австрийского происхождения.
Родился в богемском городке Вартенберг, проработал некоторое время в Граце и Кремзире, после чего поселился в Зальцбурге. На стене дома, в нескольких минутах ходьбы от дома Моцартов, сегодня можно увидеть мемориальную доску с его именем.
Имя Генриха Бибера сегодня редко выходит за круги специалистов-музыковедов по причине крайне редкого исполнения на публике. Но недостаток внимания исполнителей связан совсем не с отсутствием художественной ценности этой музыки, а с ее недосягаемостью для современного музыканта. Дело в том, что большая часть произведений композитора, написанных для камерных составов струнных с фортепиано, предъявляет столь высокие требования к техническому мастерству исполнителя, что намного превосходит современные представления о виртуозности владения этими инструментами.
Так, в его сонате под названием Репрезентатива (Representativa), написанной для камерного состава из трех инструментов: виолы, виолы да гамба и клавесина, воспроизводятся почти с натуралистической точностью голоса зверей и птиц. При этом используются технические приемы, которые мало кто из современных исполнителей готов продемонстрировать: это глиссандо на струнных с фиксацией конечных звуков, широчайшие скачки в быстром темпе и последовательности двойных нот. Все эти, и многие другие технические трудности, нужно исполнять еще и в ансамбле, максимально синхронно и идентично по интонированию и звуковедению. Не удивительно, что далеко не каждый музыкант рискнет взяться за такое произведение.
Вне всякого сомнения, Г.Бибер был не единственным музыкантом, задававшим высокую планку художественного и технического мастерства. В те времена было принято в среде культурной интеллигенции регулярно собираться для домашнего музицирования, обмениваться опытом, делиться лучшими достижениями. Подобных традиций придерживалась и семья Моцартов, о чем свидетельствует выбор ими нового дома после рождения детей, решающим фактором в пользу которого стало наличие просторного зала для домашних концертов.
Безусловно, подобные встречи и концерты и были той самой уникальной средой, так благотворно повлиявшей на расцвет уникального таланта. Можно смело предположить, что юный Вольфганг с молоком матери впитал в себя все те достижения художественного мастерства и техники владения инструментами, определившими главные ориентиры его музыкального развития.
Детальное изучение исторических контекстов сегодня с одной стороны позволяет лучше понять все грани великого таланта, а с другой - проливает свет на закономерности развития личности. Каждый родитель желает видеть своего ребенка выдающейся личностью. Независимо от того, насколько удается повлиять на природные задатки, нельзя забывать значимости последующего воспитания, в процессе которого важен любой фактор. Положительный пример собственных родителей, близких родственников, выбор хороших педагогов, высокий уровень культуры среды, в которой растет ребенок, - все это в совокупности и становится решающими условиями, чтобы миру явился новый гений.