Найти тему

Русская кадриль ближе, чем кажется

Оглавление

К вопросу о происхождении русской народной кадрили

Если посмотреть в один из словарей по народному танцу, то в статье, посвященной кадрили, можно прочитать, что русская народная кадриль возникла в конце XIX в. как трансформация бальных образов.

Недостаток данного утверждения в том, что на его основании может сложиться одностороннее представление о русской кадрили, как о народном танце, имеющем некоторый чужеродный, искусственный для народной культуры оттенок.

Конечно, в той же статье указано, что кадриль — это разновидность контрданса. Но для того, чтобы понять, что контрданс — сельский танец и каким образом он связан с кадрилью требуются дополнительные поиски в соответсвующей литературе.

В данной статье история появления народной кадрили будет представленна более цельно и подробно, чем в словаре. Кроме того, будет показано, что версия возникновения руской народной кадрили как заимствования от бальных танцев не единственно возможная. Также как и время начала бытования могло быть более ранним, чем конец XIX в.

[Словарь в сборнике Народный танец. Проблемы изучения: Сборник научных трудов / Соколов-Каминский А.]

Краткая история народной кадрили

Предшественником кадрили был контрданс, который возник на территории острова Великобритания.

Карта Британских островов, 1545 г.
Карта Британских островов, 1545 г.

В документе «Жалобы Шотландии» (1548 г.) говорится, что у местных пастухов бытовали танцы французских крестьян (бассдансы, паваны, гальярды, турдионы, бранли, буффон).

Танец эпохи Возрождения. Гороховый бранль. Известен по учебнику "Оркезография" Туано Арбо, 1589 г. Источник

В другом историческом документе 1600 г. можно найти упоминание, что английской королеве Елизавете I нравилось наблюдать за придворными, исполняющими старые и новые контрдансы. Под старыми контрдансами подразумеваются простые народные танцы, под новыми — контрдансы, придуманные на основе старых и приспособленные для придворных балов.

Английский контрданс Гримсток

В Англии не было четкого разделения между придворными и народными танцами, которое характерно для французской и итальянской традиций этого периода и которое позже пришло в танцы; в танце люди разных классов свободно смешивались… [Старинные бальные танцы. Новое время. Е. Соленикова]

Примечательно, что в это время московский царь Иван IV делал попытку заключить брак с английской королевой Елизаветой I. И, хотя брак не состоялся, между московским государством и Англией были установлены тесные торговые отношения.

Во второй половине XVII в. контрданс распространяется из Англии в Голландию, Францию, Германию и другие европейские страны.

Существенное влияние на контрдансы оказала кельтская танцевальная культура шотландцев и ирландцев, сформировавшаяся к XVI в. Известны различные виды сольных, парных и груповых шотландских танцев — рил, хорнпайп, джига, хайланд, кейп-бретон степ, джилли каллум и другие. В Ирландии и горной части Шотландии (хайленде) национальные традиции длительное время подавлялись английскими властями. Сложилось так, что для шотландцев и ирландцев традиционная культура служила не просто для выражения местного своеобразия, но и национальной идентичности.

Танцор пляшет, покуда не вернётся в деревню (ирландская поговорка)

Сначала шотландцы просто танцевали английские танцы под шотландскую музыку. Потом стали сочинять собственные контрдансы, влияние на которые оказала традиция кейли-вечеринок. Название кейли происходит от шотландского «ceilidh» — праздник. Это вид социальных танцев, который всегда танцевался на праздниках в деревнях и пабах. Впоследствии в эту традицию вошли шотландские варианты контрдансов и кадрилей.

Шотландский контрданс

Известно, что французская народная танцевальная культура была хорошо развита еще со времен Средневековья. А уже с первой половины XVII в. танцевали в буквальном смысле все — имея в виду все сословия. Причём даже аристократы, представители высших ступеней иерархической лестницы, отдавали предпочтение именно народным танцам, стараясь «разбавить» ставший скучным придворный танцевальный церемониал, с большим удовольствием исполняя на королевских балах танцы «в крестьянском духе». Посещая сельские праздники, дамы и господа не оставались в числе пассивных наблюдателей, и даже напротив, принимали активное участие, танцуя порой до упаду.[Паспье]

К концу XVIII в. во Франции из среды сельских танцев, среди которых уже был известен контрданс, развивается салонная кадриль. Позже понятия контрданс и кадриль сливаются. Отличительной чертой нового танца являлась расстановка, в которой четыре пары располагаются друг против друга по квадрату.

Французская кадриль де Буин. Костюмы сер. XIX в.

Сначала салонная кадриль содержала пять фигур со следующими французскими названиями:

  1. Le Pantalon (Штаны; название популярной французской песенки)
  2. L'été (Лето);
  3. La Poule (Курица);
  4. La Pastourelle (Пастораль), La Trénis, La Paris и др. — одна на выбор
  5. Finale (Финал).

В конце XVIII в. во Франции происходит Великая французская революция. Жители получают равные права.

*********************************************************************************

Возможные пути попадания европейских народных танцев в Россию

Начнем рассмотрение с XVI в, как времени начала расспространения танцев, предшествующих контрдансам в Англии. Если эти танцы стали источником контрданса и кадрили в Европе, то могли стать основой и для русской кадрили.

  • Торговые отношения

В 1553 г. экспедиция английского мореплавателя Ричарда Ченслера добралась до северных руских земель через Белое море. С этого времени царь Иван IV дает указание установить торговые отношения с Англией, которые активно развивались до 1570-1580 гг. Английские мореплаватели прибывают на ярмарки Вологды, Ярославля, Пскова, Новгорода. Впоследствии открываются английские торговые дворы и фактории в Ярославле, Вологде, Астрахани, Новгороде, Костроме, Ивангороде, на месте будущего Архангельска. Как упоминалось ранее, в это время в Англии уже бытовали народные танцы. И, воплне могло быть так, что на ярмарках кто-то из англичан показывал и учил этим танцам русских людей, на основе чего могли возникнуть формы русской кадрили.

А. М. Васнецов. Новгородский торг
А. М. Васнецов. Новгородский торг

Примечательный факт, что линейная кадриль бытовала на Урале, в Сибири, на Нижней Волге, в Астраханской области, на Севере России (в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях), а также в Ярославской и Костромской областях, может говорить о том, что там сохранились более архаичные формы танца, возможно, сформированные на основе контрдансов.[Народная художественная культура. Т. И. Бакланова, Е Ю. Стрельцова]

  • Петровские ассамблеи

Указом Петра I от 26 ноября 1718 г. для именитых и очень богатых людей было установлено раз в две недели устраивать «балы». Петр хотел внедрить в русском обществе виденный им в Европе способ проведения досуга.

Ассамблея при Петре I
Ассамблея при Петре I

Ассамблеи устраивались по очереди в домах знати и отличались известной демократичностью. На них мог присутствовать любой желающий, исключая крестьян и представителей городской бедноты.

Не только в простом народе, но и в борярской среде такие нововведения восприняли без воодушевления. Такие крайности, как устроение развлекательных ассамблей в стенах монастырей и вовсе настроили православных людей к этим новшествам резко негативно.

Таким образом, принутидельные петровские ассамблеи заложили устоичивое неприятие европейской культуры салонных танцев в народной среде. После Петра они сошли на нет в виду усилиления классового расслоения общества. Попытка Петра II в 1727 г. восстановить ассамблеи не дала долгосрочных результатов. А дальнейшее закрепощение крестьян не способствовало проявлению интереса к перенятию барских обычаев.

  • Приграничный торгово-культурный обмен

Поскольку отношения Русского государства с северо-западными государствами не были простыми и учитывая факт того, что кадриль не свойственна южнорусским регионам, для данного вопроса основным направлением культурного обмена с Европой выделяется территория белорусских областей.

До XVII в. и позднее многие белорусские города Великого Княжества Литовского, граничащие с великорусскими областями, имеют или получают магдебургское право (город / год получения права, Полоцк 1498, Могилев 1561, Сураж 1570, Витебск 1597, Орша 1620, Кричев 1633, Мстиславль 1634, Чаусы 1634, Чериков 1641, Гомель 1670, Шклов 1762). Часть городов, обладающих магдебургским правом входила в Русское государство (город / год получения права, Смоленск 1611, Стародуб 1620, Себеж 1623, Невель 1623, Рославль 1623, Белый 1625, Красный 1625, Дрогобуж 1625, Мглин 1626, Погар 1666).

Магдебургское право активизировало торгово-культурный обмен между городами, имевшими такой статус. Как было упомянуто выше, в XVII в. контрдансы распространяются по Европе, следовательно, могли дойти до городов с магдебургским правом, и распространиться далее на восток.

Города и местечки Беларуси в XVI — первой половине XVII вв.
Города и местечки Беларуси в XVI — первой половине XVII вв.

Можно предположить, что народная кадриль, пришла из Франции через Европу в белорусские города, а затем стала расспространятся по территории Великороссии с запада на восток.

  • Переселенцы

Распространителями народной кадрили в России могли быть переселенцы из западных областей и европейских стран.

Заселение Сибири началось в XVI — XVII вв. С конца XVII столетия к потоку черносошного крестьянства с Русского Севера присоединяются группы из Поволжья, Западной и Южной России.

4 декабря 1762 г. Екатерина II подписывает манифест, позволяющий иностранцам селиться в России, а бежавшим за границу русским людям вернуться в свое отечество. Двумя большими групами приехавшими в Поволжье стали немцы и старообрядцы.

В XVIII в. старобрядческие купцы откликнулись на призыв властей в организации горнозаводского дела на Урале, что способствовало привлечению старообрядцев из других регионов и развитию уральских старообрядческих традиций.

Старообрядцы являлись потомками тех русских людей, которые подвергались гонениям за отказ от участия в нечестивых петровских ассамблеях. Трудно представить, чтобы представители этой группы начали перенимать традиции салонных танцев. Тем не менее, зафиксировано немало кадрилей из старообрядческой среды.

Например, Платоновская кадриль, записанная от старообрядцев-кержаков, переселившихся из Беларуси в Томскую губернию, является одной из самых гармоничных, своеобразных и красивых.

Платоновская кадриль в исполнении работников ЦРТК "Родники Сибирские" Муромцевского района на Покровской ярмарке 2014 г. в Омске

Одной из областей взаимодейстия старообрядцев с иными группами российского общества была торговля. Торговля предполагала участие в городских и сельских ярмарках. На ярмарках мог происходить культурный обмен, перенятие народных танцев.

Если допустить, что в европейской части России кадриль появилась в конце XIX в., то, вполне возможно, что в Поволжье, Урал и Сибирь народная кадриль пришла раньше вместе с переселенцами из-за рубежа.

  • Заграничные походы русской армии 1813-1814 гг.

В ходе военного похода 1813 г. объедененные силы русской армии составляли 175 тыс. человек. Чтобы представить соотношение сословий можно принять, что по штатам 1803 г. в самых многочисленных полевых войсках насчитывалось 209 тыс. солдат и 5,8 тыс. офицеров. Таким образом, порядка 97% полевых войск составляли крестьяне. К тому же, в состав армии входило около 55 тыс. казаков.

Военные действия длились в течении 1 года 4 месяцев и 17 дней. За это время русские войска проходили по территориям Пруссии, Польши, Германии, Чехии, Голландии, Бельгии, Франции.

-6

Естественно то, что происходили контакты русских военных с местными жителями. Длительное нахождение в иноземной, но родственной народной среде создавало благоприятную почву для заимствования европейских культурных традиций.

Казаки в Бауцене, 1813. Картина Богдана Виллевальде, 1885
Казаки в Бауцене, 1813. Картина Богдана Виллевальде, 1885

События тех лет нашли отражение в народном фольклоре.

Куплеты популярной сатирической песни времен Отечественной войны 1812 г. «За горами, за долами». В ее мелодической основе гротесковое воспроизведение наиболее модных танцев того времени: английского «англеза», шотландского «экосеза», польского «полонеза», немецкого «алеманда» и цыганского проворства:

За горами, за долами
Бонапарте с плясунами
Вздумал вровень стать. (2 р.)
Конь куда с копытом мчится,
Рак туда ж с клешней тащится
И давай плясать! (2 р.)
Не под лад пошел
англезу,
Вздумал, бросив
экосезу,
Польскую пройтись! (2 р.)
Не видавши пыли русской,
Вздернул кверху нос французский
И давай кружить! (2 р.)

Карикатура Венецианова
Карикатура Венецианова

Скоро польский им наскучил,
Музыкантов перемучил...
«Сем на Русь пойду!» (2 р.)
«Там я «
барыню» пройдуся,
Фертом в боки подопруся,
Пляску заведу!» (2 р.)

Карикатура. Вприсядку попляши теперь под нашу дудку!
Карикатура. Вприсядку попляши теперь под нашу дудку!

«То ли дело, по-немецки
Танцевать по-молодецки
Старый
алеманд!» (2 р.)
«Эта пляска мне сходнее
И для ног моих сноснее,
Ну, назад, назад!» (2 р.)

Карикатура. Наполеонова пляска. И.И.Теребенев. 1813 г.
Карикатура. Наполеонова пляска. И.И.Теребенев. 1813 г.

«Захотел плясать по-русски,
Приседай-ка по-французски,
Ты - Наполеон!» (2 р.)
Бонапарту не до пляски -
Растерял свои подвязки,
Хоть кричать: «Пардон!» (2 р.)

Все современники отмечали восторженный прием войск союзников парижанами. Казачьи же полки разбили биваки прямо в городском саду на Елисейских полях, а своих коней купали в Сене, привлекая к себе любопытные взоры парижан. Вокруг казачьих временных жилищ всегда толпился всякий люд, бегали дети, а торговцы и торговки предлагали свой товар. На два месяца иррегулярные полки стали едва ли не главной достопримечательностью для жителей города.

Есть все основания предположить, что уже в 1814 г. народная кадриль могла быть перенята русскими казаками или солдатами на улицах французских городов и сел, и по возвращении принесена в Россию.

*********************************************************************************

Исторические документы показывают, что кадрильные формы зарождались в народной среде. В России имелись все предпосылки для перенятия или появления народной карили вне зависимости от культуры салонных танцев. Русская народная кадриль многообразна, включает множество традиций. При этом, в ней можно найти черты, схожие с народными европейскими танцами.

Сегодня во многом фольклорный танец остается малоизученым, и наши представления о нем чаще основываются не на научных фактах, а на «мифах».[А.И. Шилин, 2006]. Возможно, предположения, сделанные в данной статье, послужат отправными точками для новых научных работ в этой области.

Автор: Роман Домрачев, участник клуба традиционных сибирских танцев
Автор: Роман Домрачев, участник клуба традиционных сибирских танцев

*********************************************************************************

Литература