Он умер в 98 лет. В боевом походе. В 64 занял "расстрельную" на тот момент должность посла в Византии, в Константинополе при дворе Мануила Комнина. Почти потерял зрение, вернулся в Венецию, в 85 был избран дожем, в 97 принял участи в 4-м крестовом походе. Личным примером увлек воинов на штурм христианского Константинополя. Завалил трофеями любимую Венецию. Но на родину больше не вернулся. Похоронен в Софийском соборе, позже обращенном в мечеть.
Жила бы страна родная...
Энрико Дандоло родился в 1107 или в 1108 году в очень известной в Венеции семье. Клан Дандоло был в числе 12 самых значимых семей, которые участвовали в выборе первого дожа. Дандоло и в начале 12 века принимали активное участие в общественно-политической жизни города-государства. Дядя будущего дожа-долгожителя занимал высокий пост в церковной иерархии, отец был советником 38 - го дожа Венеции. О жизни Энрико в это время нет никаких сведений. Можно предположить, что он жил обыкновенной жизнью венецианского патриция.
Венеция в начале и середине 12 века - признанная морская держава, владеющая великолепным флотом. Морская торговля - основа ее экономики и фундамент процветания. Венеция дипломатическими ухищрениями добывает себе льготные условия торговли. Сражается на море с наседающими конкурентами, пиратами, бывшими союзниками. Участвует в крестовых походах, не столько ради идеи, сколько корысти ради. Строится, украшается, живет.
Чем мог заниматься в это время Энрике? Венеция стоит на двух китах - мореплавании и торговле. Надо выбирать. Адмирал, флотоводец или удачливый негоциант. Флотоводцем мог стать только урожденный венецианец во втором поколении. По этому критерию Дандоло проходит с большим запасом. Но в исторических хрониках его подвиги на этой стезе не отмечены. Значит, купец, умножающий капиталы своей семьи. «На купца» тоже надо учиться. Образование - домашнее, индивидуальное. Учили математике, грамматике, бух. учету в рамках сведений 12 века. В обязательную программу обучения входило и умение обращаться с оружием, поскольку торговля была делом достаточно опасным. Умение постоять за себя – важная часть ремесла. В 14 лет будущий негоциант, будь то патриций или человек более низкого происхождения, выходил в море на торговой галере в качестве стажера. И только потом после торговой практики ему доверяли семейный корабль и делали полноценным совладельцем семейного бизнеса. Многие купцы оставили по тем или иным причинам свои имена в истории. Например, венецианец Марко Поло, совершивший дальние путешествия и написавший об этом воспоминания. Энрико дальних путешествий не совершал и к написанию мемуаров тоже не был склонен.
До 40 лет венецианец мог со спокойной совестью работать на себя. После 40 обязан был вернуться в Венецию и поработать на нее на одной из общественных должностей. Патриции обычно принимали участие в управлении полисом в советах или коллегиях.
Что могло заинтересовать Дандоло? Он явно проигнорировал путь церковного служения. Венеция всегда остро нуждалась в хороших дипломатах, чтобы выторговывать у соседей и конкурентов выгодные условия для своих операций, заключать хорошие контракты, готовить успешные сделки по перевозке по морю тех же крестоносцев.
В 80-е года 12 века обострились отношения с Константинополем. Император Мануил Комнин был встревожен усилением Венеции. Кроме того, не мог забыть личной обиды, нанесенной ему венецианскими патрициями. Захватив его корабль, те посмеялись над смуглым цветом кожи правителя: усадили на роскошных императорских коврах раба-эфиопа, выряженного в царские одежды. Шутка удалась, император запомнил. В Константинополе было спровоцировано нападение на квартал конкурентов венецианцев. Последних по ложному обвинению бросили в темницу, конфисковав все имущество. Почти 10000 человек, то есть всю венецианскую диаспору.
Начнем пожалуй.
Улаживать отношения дож выслал послов. Одним из них и стал вышедший из тени Энрико Дандоло. Миссия не задалась. Император и не думал никого выпускать. По одной из версий именно в это время Дандоло теряет зрение. По другой - это произошло несколько позже. Один глаз полностью поврежден. Есть предположение, что венецианский посол был ослеплен намеренно. Ослепление не было такой уж редкостью в это время. Венецианцы любили и сами кого-нибудь ослепить. Своего же дожа, например. Но тут случай другой. Если Дандоло действительно ослепили... Что это было? Личная месть? Или желание испортить карьеру талантливому человеку? Для сановников того времени хорошее здоровье было важным аргументом при ее построении.
Разобиженные послы отправились встречать карательную экспедицию, собранную на родине и возглавляемую самим дожем. Но случилось непредвиденное: на кораблях вспыхнула чума. Корпус таял на глазах. Пришлось вернуться. Разъяренные соотечественники встретили дожа с негодованием. Заложники не освобождены, в город завезена страшная болезнь. Вскоре неизвестный ударом ножа убил дожа на улице.
Такое, не слишком неудачное начало карьеры не остановило Дандоло. Он уже взял резкий старт. Он продолжает выполнять посольские функции. В 1183 году опять отправляется в Византию для восстановления Венецианского квартала. Мануил Комнин умер, его сменил другой император. Энрико присматривается, взвешивает, размышляет.
В Венеции высок авторитет его семьи высок, но у него давно уже есть и личные заслуги. В 1192 году в возрасте 85 лет его избирают дожем. У него не слишком много времени. Он ставит и решает сразу несколько задач. Во-первых, финансы. Денежная система Византии и средиземноморских стран по нескольким причинам разлажена. Практика ему подсказывает, что назрела необходимость создания новой монетной системы, предполагающей выпуск 4 серебряных монет с определенным курсом по отношению друг к другу. Это нововведение получит название монетной реформы Энрико Дандоло. А Венеция станет одним из важнейших центров монетной чеканки. Ее серебряные монеты будут стандартом для Европы и средиземноморских стран в XIII столетии.
Затем Дандоло наводит порядок в судопроизводстве, при нем издается первый сборник законов, то есть делаются шаги к правовому государству.
Используя свой дипломатический опыт он заключает ряд очень удачных договоров, поднимая международный престиж Венеции.
Ну и наконец, Константинополь, основной соперник в борьбе за первенство в торговле с Востоком. Он должен ответить за свою имперскую спесь.
Око за око или я отомщу тебе, Константинополь!
Вот воистину, как на грех Дандоло "подворачивается" новый Крестовый поход. Четвертый. Его собирает папа Иннокентий Третий. Венеция подряжается подвести крестоносцев в Египет или Палестину. Энрике заламывает заоблачную цену - более 20 тонн серебром. Те не в состоянии расплатиться. Дож вынуждает воинов Христа отправиться в Далмацию и овладеть Задаром, еще одним городом - соперником Венеции. Город взят и разграблен. Все удается.
И снова как будто кто-то искушает Дандоло. Просит помощи, обещая в случае удачи златые горы, сын свергнутого императора Византии. Крестоносцы овладевают городом. Дандоло на острие удара. Он первым сходит с корабля, увлекая своим примером сомневающихся. Ему 97 лет. Законная власть восстановлена, но молодому императору нечем расплатиться с крестоносцами. Власть в городе меняется. Дандоло неумолимо требует долг. Войско стоит под стенами великолепного города. 13 апреля 1204 года крестоносцы, по наущению неутомимого Дандоло, идут на штурм византийской столицы. Константинополь взят, разорен и разграблен.
Венецианцы захватили множество трофеев: знаменитую икону Богородицы Никопеи, бронзовых коней Лисиппа, коллекцию реликвий, в которую входили
- рука св. Стефана
- голова св. Филиппа
- фрагмент мощей св. Павла
- блюдо, использовавшееся на Тайной вечере
- один из зубов Иоанна Крестителя
скульптуры, украшенные перегородчатой эмалью золотые миниатюры, мраморные барельефы - все грузилось на корабли.
Вновь основанную на обломках прошлого Латинскую империю возглавил фландрский граф Балдуин. Опыт и коварство Дандоло кроме награбленного принесли Венеции беспрецедентные торговые концессии во всей Восточной империи.
Корабли, груженные богатыми трофеями поплывут к любимой Венеции. Но без него. Дандоло готовит новый поход. На Адрианополь, против болгар. Однако, лимит удач, очевидно, исчерпан. 1 июня 1205 дож умирает в возрасте 98 лет.
Вместо эпитафии.
Удивительная судьба. Удивительный характер, в котором сочеталось несочетаемое. Отсутствие милосердия к единоверцам и страстная любовь к родному городу, алчность захватчика и отсутствие личной корысти, точный расчет и безоглядная отвага, не совсем обычная для такого преклонного возраста. Именно, дерзкое нежелание считаться со своим возрастом позволило позволило ему полностью реализоваться. Это вызывает законное уважение, хотя средства, которые он выбирал для достижения своих целей, не всегда так же почтенны, как его возраст.
Дандоло в Венеции.
Семья Дандоло дала Венеции еще трех дожей. Дальним потомком этого клана является Бенито Муссолини. С именем семьи Дандоло связан дворец, недалеко от Дворца дожей, рядом с Соломенным мостом. Позже он был ими продан. Сейчас в этом дворце располагается один из самых старых и известных отелей в Венеции - Hotel Danieli.