Найти в Дзене
Шкипер с Молдаванки

Жизнь на яхте. Туалет - деликатный вопрос, требующий безотлагательного внимания

Яхтенный унитаз
Яхтенный унитаз

Один из известных архитекторов в начале своей карьеры взялся за перестройку в монастыре, но, к сожалению, выпустил из виду разместить там туалеты. Их не было в монастыре со дня его постройки. Когда проект был готов, настоятель монастыря, завидев это упущение, заметил: монахи, конечно, праведники, но не святые и не ангелы и им тоже нужны отхожие места... Это я к тому, что и на яхте, при всём воспарении души от вида морского простора, человеку тоже нужен туалет. И не просто нужен, а он требуется даже больше, чем все остальные услуги для его комфорта. Человеческому организму ничего не объяснишь и у него своё расписание...

-2

Современные системы санитарии на яхтах, как правило, вакуумные. Они надёжные и эффективные, но требующие использование только пресной воды и ни в коем случае не забортной солёной. То есть, в море или на стоянке на якоре об этом всегда нужно помнить, расходуя воду. К счастью, на яхте, даже на небольшой, запас пресной воды достаточный, как например, на 49-ти футовой, он 400 галлонов и его вполне хватает, помимо прочих нужд, и для сливания туалета. Естественно, ни в яхтенной марине, ни при стоянке на буе, сточные воды из туалета не должны попадать наружу. Они идут в специальную ёмкость, размер которой 100 галлонов. Невелик объём, надо казать, но, увы, что поделаешь?.. Опорожнять её можно и нужно в открытом море на расстоянии не менее трёх миль от берега. Это закон!

Монитор, который показывает степень заполненности сточной ёмкости
Монитор, который показывает степень заполненности сточной ёмкости

То есть, выражаясь "морским языком", откатать фекалку можно не где угодно. В яхтенной марине за эту услугу взымается отдельная плата. Естественно, цена зависит от откачиваемого объёма. Для моей яхты в пределах 25 - 30 долларов. Вроде, пустяк, но за год набегает определённая сумма, если не выходить в море. А там как происходит "откатка"? Элементарно, с помощью специальной откачивающей помпы, так называемого, мацератора. И отследить уровень заполненности сточной емкости тоже не сложно. Для этого существует простейшее устройство, указывающее уровень сточных вод в баке. В принципе, в системе санитарии на яхте всё абсолютно просто, хоть и на первый взгляд, оторопь берёт при виде множества шлангов, вентилей и прочей требухи, расположенной в труднодоступных местах. А куда деваться? Яхта! Любое место на счету.

Под лестницей из ходовой рубки "внутренности" системы санитарии. Добраться к ним можно, через съёмные ступени.
Под лестницей из ходовой рубки "внутренности" системы санитарии. Добраться к ним можно, через съёмные ступени.

В открытом море с туалетами просто. Открывается вентиль и все продукты жизнедеятельности организма прямиком смываются за борт. Но, боже упаси, это сделать в яхтенной марине! Штраф будет обеспечен и возможно, "волчий билет", с которым потом никуда. Та же ситуация при швартовке на буй - вентиль забортной откачки должен быть перекрыт!

Стоянка при швартовке на буй
Стоянка при швартовке на буй

И там тоже неосмотрительность может вылезти боком. На иных стоянках на буй даже специальные таблетки кидаются в туалет береговым персоналом, ответственным за швартовку. При взаимодействии с морской водой эта таблетка даёт яркий оранжевый цвет, не заметить который невозможно.

Вентили заборной откачки сточных вод и мацератора
Вентили заборной откачки сточных вод и мацератора

Вообще-то, вентили дублированы. То есть, их два на каждый туалет. И вроде бы можно один из них не перекрывать, а лишь воспользоваться переключателем на забортную откачку сточных вод или откачку в ёмкость, но я предпочитаю на стоянке в марине держать оба закрытыми. Так надёжнее. Да и вентили время от времени необходимо открывать и закрывать для профилактики, чтобы в нужный момент они не отказали, особенно забортный. Морская вода - очень агрессивная среда...

Переключатель откачки сточных вод
Переключатель откачки сточных вод

Как часто системе санитарии нужен ремонт? Не очень. Всё зависит от частоты использования туалетов. Но когда к ним не притрагиваешься - это тоже плохо - любой механизм должен работать. Мне приходилось чинить и унитазы, а они не просто приёмники человеческих отходов, и менять помпу мацератора, и вакуумный генератор, словом, с каждым компонентом системы иметь дело. Насколько дорого стоит ремонт? Не особо, если делать его самому. Естественно, например, замена помпы мацератора - удовольствие, мягко говоря, ниже среднего, но отдать за час работы долларов триста - четыреста у меня просто не подымается рука. Что действительно стоит недёшево так это сиденья для унитазов. Шестьдесят долларов! И за что? Но выхода нет - обычные стандартные для дома к морским туалетам не подходят и будьте добры покупать специальные.

-8

Определённый набор запасных частей я имею всегда - неровён час, туалет выйдет из строя. Конфуз! Слава богу, на яхте их два и переживания не столь глубокие по этому поводу. Но быть готовым надо к ситуации, не терпящей отлагательств. А тут ещё кто-нибудь из гостей может использованную туалетную бумагу по забывчивости в унитаз бросить, что категорически запрещено. Тогда хлопот уж точно не оберёшься. Я потому и провожу инструктаж и с кавалерами, и с дамами, как, извиняюсь, сходить по малой и по большой нужде . И где блевануть, если что. Иной раз к борту уже не добежать... Вот и рассказываю пассажирам куда и как. А чего стесняться? Проблему, если кому-то поплохеет, мне же самому придётся и устранять... Ведь на яхте в океане как? Бывает, что сплошная радость и восторг с бокалом шампанского на корме, а бывает, как у Есенина в его "Письме к женщине":

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

-9

Я всегда помню эти строки, как капитан и как хозяин яхты. Потому и слежу за туалетами...