Итак, Бог обитает в теле человека, дьявол – в человеческом уме. (Как мы к этому пришли читать здесь.) С этой точки зрения будет полезно (как минимум интересно) взглянуть на самую известную библейскую историю – историю о запретном плоде, ставшем причиной так называемого грехопадения.
Нам рассказывается, что изначально первые люди находились в полном принятии своего тела, ничем его не стесняли, не осознавали своей наготы и беседовали с Богом. Единственной угрозой райской гармонии был плод с Древа Познания Добра и Зла. Бог сказал Адаму и Еве, что есть его не стоит, иначе они умрут. Мы также знаем, что плод был ими съеден, после чего они стали стыдиться своего тела, прятать его. В итоге Бог изгнал первых людей из рая.
Запретный плод был съеден людьми не без участия хитрого змея, обитавшего в райском саду. Христианские богословы любят называть его дьяволом. Верно это или нет, нам не интересно. Мы знаем лишь, что этот змей возбудил в первых людях интерес к запретному познанию – познанию добра и зла.
Вообще, говорить о зле в созданном Богом мире странно. И если плод давал человеку познание, то как можно познать то, чего нет? Бог не создавал зло. Откуда же взялось зло? И было ли оно на самом деле?
Внимательный читатель наверняка заметил и тот факт, что именно с добром и злом связана тема познания в этой истории. Способность познавать, узнавать – ментальная способность. Это функция ума. Именно ум разделяет мир на доброе и злое. И все мы знаем, что определения этих двух понятий разнятся от человека к человеку. Если вы оказались под дождем без зонта, для вас дождь не так уж хорош. Особенно если вы в итоге простудились, пролежали с температурой неделю и потратили деньги на лекарства. А тому, кто дома из окна наблюдал за дождем, завернувшись в плед и попивая какао, тому этот дождь – благо.
Здесь мы видим, что разделением мира на доброе и злое занимается ум. Вовсе не Бог. Бог создал мир многообразным и гармоничным. Только ум человека, старающийся держать все под контролем, стал избирательным.
Ум гордо заявляет – мир несовершенен, в нем есть не только хорошее, но и плохое. Он создал две виртуальные коробочки, куда помещает любые явления, с которыми он столкнулся: «Добро» и «Зло».
Каждый из нас имеет эти две коробочки в своем уме. Хорошее и плохое, доброе и злое – на эти категории ум разделил все, что знает: людей, черты характера, события, поступки, эмоции, состояния… Весь мир. Так жизнь для нас перестала быть раем.
Ребенок не делит жизнь на эти две категории, пока его не научат. В тот момент, когда ребенок принимает такой взгляд на мир, он покидает свой рай. Нельзя быть счастливым в мире, где есть зло. Ведь зла нужно избегать, опасаться. Ребенок все больше и больше чувствует себя напряженным, ведь в мире есть что-то недоброе. Это все равно, что быть запертым в комнате с диким зверем – никакого покоя быть не может. Рай невозможен в таком состоянии. Рай невозможен до тех пор, пока мы делим мир на добро и зло.
Такой критический взгляд ранит и самого человека. Смотря на себя, человек замечает свои «плохие» качества. Он начитает стыдиться их, подавлять, старается переделать себя. Не достигая успеха в этом, он злится. В качестве наказания презирает себя за слабость. Так человек становится сам себе обвинителем и палачом. Этим мы превращаем свою жизнь в ад.
Змей из Эдема был хитрее всех животных, так написано в Ветхом Завете. Наше тело – тело животного. Оно способно наслаждаться жизнью непосредственно и свободно, ведь оно – храм Бога. Когда же ум обманывает тело, тогда Эдем заканчивается. Деля мир на доброе и злое, мы чувствуем власть. Это то, что говорил змей Адаму: «если вкусите от плода, будете как боги». Если мир в твоей голове разложен по двум коробочкам, ты бог. Бог мира, который поместился в две коробочки.
Нет, я не предлагаю жить без ума. Овладеть умом, использовать его возможности для возвращения в рай – вот цель человека. И этот рай не будет детским. Это будет нечто более высокое – то, что в новом завете называется Царством Небесным. Гармония ума и тела – то, чему можно научиться. Есть много инструментов для этого, суть которых – самопознание.
Часто, хуже всего человек знает самого себя. Мы изучаем предметы, науки. Но изучить себя, понять, где я, а где мои иллюзии о себе – вот куда нужно направить мощь своего ума. Тут поистине есть, где развернуться. Осознание себя – то, для чего Бог наделил человека разумом. Бог, спрятавшийся в теле человека, хочет быть найденным.
О способах поиска Бога внутри себя поговорим в продолжении.