Стоит напомнить, что до советской оккупации Бессарабии и Северной Буковины и возникновения Молдавской ССР в 1940 году Бессарабская Молдова (территория к западу от реки Днестр (Днестр) была частью Румынии. Современная Молдова в конечном итоге была заново открыта его современность и восстановленные территориальные права в Декларации независимости в 1991 году. К сожалению, несмотря на распад Советского Союза, территориальные изменения, которые отделили Приднестровье от остальной части Молдовы, остались в силе.
Рождение современной Молдовы
Молдова была одним из первых бенефициаров политики перестройки и гласности Михаила Горбачева, допустившей политический плюрализм на региональном (республиканском) уровне [1]. Затем на самой русскоязычной его территории все пошло не по плану. Лояльность резко разделилась, и давняя кровная привязанность к русской Родине глубоко укоренилась. В Молдавской ССР, как и во многих других частях Советского Союза, росли национальные движения. Со временем эти силы усилили основные импульсы к выходу из СССР в пользу объединения с Румынией. Это вызвало ответный удар со стороны преимущественно русскоязычных этнических меньшинств, которые преобладали в таких регионах, как Приднестровье. Изменение было постепенным, но иногда насильственным. В августе 1989 года Верховный Совет Молдавской ССР сделал молдавский язык официальным языком, признал лингвистическую молдавско-румынскую идентичность и румынский латинский алфавит в молдавском языке. В 1990 году слова «советский» и «социалистический» были заменены на «Республика Молдова». Приднестровье, его странный отколовшийся статус, кристаллизованный борьбой за власть в условиях все более биполярного мирового порядка, смешанного с тремя одинокими друзьями ( кроме, конечно, большого дяди Москвы), а именно трех других непризнанных сепаратистских государств: Абхазии, Арцаха и Южной Осетии.
Свержение режима Чаушеску в Румынии в декабре 1989 г. и открытие границы между Румынией и Молдовой 6 мая 1990 г. заставили многих в Приднестровье и Молдове поверить в неизбежность союза между Молдовой и Румынией. С падением правления Коммунистической партии Румыния выглядела намного более привлекательной. Это, к сожалению, встревожило русскоязычное население, породило сепаратистские движения в Гагаузии и Приднестровье, и поскольку Верховный Совет Молдовы, в котором доминируют националисты, объявил эти инициативы вне закона, Республика Гагаузия и Приднестровье объявили независимость от Молдовы. Они стремились к воссоединению с Советским Союзом в качестве независимых федеративных республик, и, конечно же, помощь Москвы была щедрой. Таким образом, Приднестровье стало одной из многочисленных «непризнанных республик» в СССР, наряду с Абхазией, Южной Осетией и Нагорным Карабахом. Эти самопровозглашенные государства поддерживали тесные связи друг с другом и в основном зависят от спонсорства России.
Независимость Молдовы
После попытки советского переворота 1991 года парламент Молдовы принял Декларацию независимости Республики Молдова. Он стремился утвердить свой суверенитет над всей территорией ныне бывшей МССР. В Приднестровье вспыхнула напряженность. 5 апреля 1992 года вице-президент России Руцкой заявил 5000 собравшимся в Тирасполе человек, что «Приднестровцы должны потребовать независимости». Первые жертвы в зарождающемся конфликте произошли 2 ноября 1990 года, через два месяца после заявления ПМР от 2 сентября 1990 года. независимости. Молдавские силы вошли в Дубэсары, чтобы разделить Приднестровье на две части, но были остановлены жителями города, которые заняли мост через Днестр. Вторая попытка Молдовы пересечь мост через Лунгу была предпринята 13 декабря 1991 года. было затишье в военной деятельности до 2 марта 1992 года, считающегося началом войны в Приднестровье. Молдова была принята в члены Организации Объединенных Наций 27 августа 1991 года после официального провозглашения независимости [2]. Вооруженный конфликт продолжался до 21 июля 1992 года в трех районах вдоль реки Днестр. Холодный конфликт на короткое время перерос в острый.
Соглашение о прекращении огня было подписано 21 июля. Этот официальный документ, детали которого были продиктованы в первую очередь Москвой, подписали президенты России (Борис Ельцин) и Молдовы (Мирча Снегур. Соглашение предусматривало соблюдение миротворческими силами режима прекращения огня с участием батальонов России, Молдовы и ПМР. по приказу объединенной структуры военного командования, Объединенной контрольной комиссии (СКК). По оценкам, в общей сложности около тысячи человек были убиты, а многие другие получили ранения. В отличие от многих других постсоветских конфликтов, ВПЛ (внутри страны) перемещенных лиц) не достигли большого числа в Приднестровской войне. Добровольцы из России и Украины, в том числе донские и кубанские казаки, сражались на стороне Приднестровья. Нет единого мнения относительно точного числа добровольцев или точной военной роли. они участвовали в приднестровском конфликте, но, вероятно, их насчитывалось несколько тысяч ополченцев.
Приднестровье и парламентские выборы 2021 года
Территория, оккупированная независимой властью Приднестровья, находится в международно признанных границах Молдовы. Приднестровцев в первую очередь поддерживает Российская Федерация, которая сохраняет военное присутствие в регионе. Фактически, это «Малая Россия», факт, который находит свое отражение в импорте и экспорте всех значительных нескоропортящихся товаров. Хотя Приднестровье продолжает подпадать под юрисдикцию Молдовы, жизнь на этой территории ограничена. регулируется законодательством, принятым сепаратистскими властями, и является полностью русскоязычным. Молдавское законодательство не является ни практически эффективным, ни законодательно закрепленным в Приднестровье. В неожиданном решении от 5 июня Центральная избирательная комиссия первоначально санкционировала открытие 44 избирательных участков в Приднестровье, 41 из которых расположен на территории, находящейся под конституционным контролем молдавских властей, а три из которых - на территориях, контролируемых сепаратистами. власти. Это первый случай, когда ЦИК рекомендовала открыть избирательные участки на территориях, контролируемых сепаратистскими властями. Граждане Молдовы, проживающие в Приднестровье, могут воспользоваться своим правом голоса на специально открытых избирательных участках на территориях, контролируемых властями Молдовы [3].
Какое мышление подчеркивает решение ЦИК? Что ж, мотивация относительно прагматична и проста. Отчасти ответ заключается в том, что приднестровский электорат рассматривается как более пророссийский и поддерживающий коммунистические и социалистические партии. Молдавские партии такого рода поддержали их, получив возможность управлять своим избирательным бюро. Несколько оппортунистических партий считали, что они могут использовать электорат, плохо осведомленный о молдавской политике. В течение многих лет на территории не проводятся предвыборные дебаты по политически очевидным причинам. Любая формальная или неформальная предвыборная агитация в прошлом кем-либо, кто не симпатизировал Москве, приводила к общественным беспорядкам и иногда к беспорядкам . Некоторые партии, таким образом, заинтересованы в открытии избирательных участков в Приднестровье, не в последнюю очередь потому, что это предоставит возможности для проведения выборов. мошенничество. В конце концов, у них не было возможности извлечь выгоду из этой щедрости.
Хотя решение ЦИК в конечном итоге было отменено, оно вызвало некоторые критические вопросы о способности Молдовы организовать свободные и справедливые выборы и о том, как Приднестровье можно по-настоящему интегрировать в этот процесс. Граждане Молдовы, проживающие на оккупированных территориях Приднестровья, безусловно, имеют те же права, что и граждане, проживающие на территории, контролируемой конституционными властями. Мало кто сможет оспорить аргумент, выдвинутый несколькими оппортунистическими партиями, о том, что они должны голосовать и выражать свое мнение свободно и справедливо. Однако, в конце концов, ЦИК решила, что это следует делать только в соответствии с существующим законодательством и международными стандартами. В противном случае Молдове фактически пришлось бы делегировать аспекты своего суверенитета сепаратистским властям. Таким образом, выборы не прошли через реку, и все избирательные участки остались под территориальным контролем Молдовы.
Итоги парламентских выборов Молдовы 2021 года
Прозападная партия президента Майи Санду решительно приняла эти внеочередные парламентские выборы в Молдове. Почти все западные миссии наблюдателей за выборами отметили «гладко» и «мирно» как прилагательные для описания голосования и подсчета голосов. Правоцентристская организация "Действие и солидарность" (PAS) Санду набрала почти 53%, а блок социалистов и коммунистов бывшего президента Игоря Додона (BECS) - едва ли 27%. В географических курьезах, таких как Приднестровье, это может смягчить смутное ощущение «русского под столом» и помочь вернуть местную политику в основное русло молдавского прозападного центризма.
Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), Парламентская ассамблея ОБСЕ (ПА ОБСЕ), Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) и Европейский парламент в совместном заявлении охарактеризовали выборы как «конкурентные и хорошо организованные. бежать », несмотря на некоторые недостатки. Международные наблюдатели, безусловно, видели доказательства озабоченности ПАСЕ (относительно изолированной и невысокой), но (тем не менее) потенциально предвзятой администрации выборов и финансирования избирательных кампаний. Немногие места могли быть политически чувствительными или открытыми для «сдержанного» подкупа на выборах, как Приднестровье. Со временем этот очаг ностальгии по коммунистическим временам может потерять свою решительно советскую сентиментальность.
Источники
1. Буковски, Чарльз и др., Гласность, перестройка и социалистическое сообщество (Praeger, Лондон, 2018), стр. 7-33.
2. Хейнс, Ребекка, Молдова: история, IB Tauris, Лондон, 2020.
3. Влас, Кристиан, «Система общественного здравоохранения Приднестровья», Общество и экономика, 21 июня 2021 г. 48 стр.