Канал "Историческое оружиеведение" продолжает серию материалов об автомате Калашникова глазами наших противников (ссылка на первую статью цикла будет в конце). Вниманию подписчиков предлагается сокращенный перевод статьи, опубликованной в журнале The VVA Veteran, издании официальной организации американских ветеранов войны во Вьетнаме.
Автор воспоминаний, Джон Макдональд, пошел добровольцем в армию в 1968 году (как он пишет, ему очень понравился художественный фильм о "зеленых беретах") и, после небольшой подготовки, оказался во Вьетнаме, где столкнулся с настоящей войной (о которой ему не рассказывали вербовщики) и с автоматом Калашникова.
В качестве ремарки: американцы называют автомат Калашникова "АК-47", при переводе это название сохранено, хотя оно и некорректно.
И еще одна ремарка: перевод сокращен, естественно, без ущерба для заявленной темы статьи.
Далее следует перевод. Перевод сделан мной.
Первые впечатления о войне: "я увидел "зеленых беретов" в живую"
Первую настоящую информацию о войне я получил, находясь в Центре, распределявшем прибывавшее пополнение. Это был случайно услышанная фраза:
"Electric Strawberry (жаргонное наименование 25-й пехотной дивизии - ИО) вчера потерял 60, пошлите им 50. 1-я кавалерийская (1-я кавалерийская дивизия - ИО) вляпалась по самые уши, пошлите им 110. Также им нужны пулеметчики - они долго не живут".
Я был отправлен в 199-ю пехотную бригаду. Когда я спросил, чем они занимаются, какой-то грязный капитан, попросив сигарету и огонька, засмеялся и сказал
"О! Этих парней называют Redcatchers (жаргонное наименование 199-й пехотной бригады - ИО). Они охраняют моряков и даже отдыхают на выходных".
Уже через две недели я понял, что меня обманули.
В джунглях было жарко, влажно и темно. У вьетнамцев не было телевидения и их развлечением были мы. У меня и у нескольких парней во взводе были солнечные очки. Никогда не носите солнцезащитные очки в джунглях. Вы натыкаетесь на какие-то предметы, вы падаете, вы поранились, и ваши классные синие квадратные солнцезащитные очки а-ля John Lennon в конце-концов разбиваются. Мы пополняли запасы каждые три дня; c-rats (полевой рацион, тип С - ИО) конечно, и чистые сухие носки - если повезет. Мы выскакивали на дорогу, к которой подъезжали грузовики. Но мы ждали почту, а не патроны.
На дороге я увидел своих первых "зеленых беретов" в живую: остановился потрепанный джип, и два сержанта выскочили из него в поисках нашего командира. Они показали капитану свою карту и заняли двадцать долларов. Сержанты направлялись в Сюань Лок и обещали привезти холодное пиво. Самым крутым для нас, пехотинцев, казалось то, что у них были пистолеты 45-го калибра и АК-47. Так я впервые увидел оружие, которое использовал наш враг. Наш взводный, Быстрый Эдди, сказал нам, что эти ребята были выпендрежниками и врунами. Мы не верили ему, пока не закончили разгрузку грузовиков, и не пришло время возвращаться в джунгли: джип с холодным пивом так и не появился.
Первый бой: "Смити, ты стреляешь в меня!"
Мы искали в джунглях ручей и систему бункеров противника, которая должна была располагаться вдоль него.
Я пытался достать пиявку, которая засела у меня за ухом, когда вдруг все упали. Шум стоял ужасный. Я забыл о пиявке. Мне кричали "Ложись, ... (цензура Дзена - ИО). Я рухнул у большого дерева и одной очередью разрядил весь магазин в тень. Я поднял голову, чтобы посмотреть, во что я попал, и тут же три выстрела прогремели рядом с моим ухом. Я разъярился и обернулся назад. "Смити, ты стреляешь в меня, ... (цензура Дзен - ИО)!" Он засмеялся и вставил новый магазин в свою М-16: "Ха-ха! Это не я! Это Чарли (жаргонное название вьетнамцев - ИО)". Мой ужасометр взлетел вверх, мозги отказали, и я начал орать и опустошать магазины так быстро, как только мог. Кто-то дал мне пинка (думаю, это был Быстрый Эдди) и приказал прекратить огонь. "Не меньше сотни набили, найдем их на их позициях", сказал Смити о потерях противника. И я поверил, ведь пехотинцы никогда не врут. Среди нас никто не пострадал, и мы дружно припали к флягам под грохот артиллерии.
Мне приходилось постоянно трясти головой, чтобы нормально слышать. Я обнаружил около себя шесть пустых магазинов, хотя не помню, чтобы так много стрелял. Мне не хотелось вылезать из укрытия и идти осматривать место боя, я хотел домой. Но мы построились друг за другом и двинулись вперед. "Молодец, новичок!", сказал взводный и хлопнул меня по спине. Мой ужасометр слегка понизился.
Мы не нашли никаких следов противника, за исключением сандалий, пустой банки из-под сардин и двух автоматов АК-47. Так я первый раз взял в руки произведение Михаила Калашникова.
АК-47: "и через 10 тысяч лет он все еще будет работать"
Пехотинцы любят простые вещи, и АК-47 был именно тем, что нужно и даже больше. Через несколько минут я разобрал эту винтовку без руководства, так просто в ней все было задумано. Когда я собирал его обратно, мимо прошел Быстрый Эдди, и я спросил, могу ли я сменить свою М-16 на АК-47. Он перестал есть из своей бумажной тарелки и сказал мне, что в таком случае я стану слишком опасным (это была шутка в адрес новичка - ИО).
Вокруг было много патронов, и я наполнил все три магазина. Это были магазины на тридцать патронов, а у нас были только магазины на двадцать патронов для наших М-16. Смити сказал мне, что вьетнамцы никогда не чистят свои винтовки:
"Нет, они просто окунают их в дизельное топливо или масло, стряхивают, и они готовы к работе. Честное слово, как перед Богом".
Я разобрал автомат, но не стал чистить, а подошел к механикам, ремонтировавшим БТР, окунул АК в чан с дизельным топливом, который они использовали для очистки деталей. Чертова дрянь воняла, и я был рад, что был без рубашки.
На стрелковом полигоне базы я громко крикнул "Осторожно, стреляют" и примкнул полный магазин к автомату. При одиночной стрельбе я попадал во все, во что целился.
Автомат нагрелся, я поставил второй магазин и предупредил стоявших сзади товарищей, что выпущу его одной очередью. Я сделал это в стиле Джона Уэйна (американский киноактер - ИО), от бедра. При автоматической стрельбе АК-47 уходил вверх и вправо. Ваша цель должна быть близко, если вы хотите в нее попасть. Это оружие стреляет очень быстро и продолжает дымиться, даже когда расстрелял все патроны.
Я никогда раньше не развлекал толпу, но это был единственный день в моей военной карьере, когда я увидел, как смеется мой взводный. Но он подошел ко мне и вежливо спросил, смогу ли я сделать это еще раз.
Мое уважение к оружию противника серьезно возросло. Теперь я знал - это не игрушки, и противник имеет очень хорошее оружие. Калашников разработал потрясающую простую винтовку, которая используется до сих пор. Все эксперты согласны: закопайте свой AK-47 и немного боеприпасов, и через десять тысяч лет он все еще будет работать.
Вместо эпилога: "отличная работа"
Кольт уравнял всех (намек на известную фразу "Бог создал людей разными, а Кольт всех уравнял" - ИО), но Михаил Калашников со своим АК-47 дал им преимущество и заслужил уважение. Готов поспорить, что когда Михаил добрался до Валгаллы, Паттон (генерал армии США - ИО) пожал ему руку и сказал:
"Отличная работа".
Первую статью цикла об АК можно прочитать здесь.
Подписка, лайк и репост помогут развитию канала. Спасибо!