Последнее время процедура получения налогового вычета с применением Личного кабинета весьма упростилась.
Реально удобно.
Справка 2-НДФЛ не нужна - все подтягивается в декларацию автоматически. Только вычеты указать (стандартные, имущественные, социальные или инвестиционные).
И оппаньки - декларация готова сама и осталось только подгрузить фотографии или сканы документов.
СУПЕР!
Причем я лично знаю тех, кто вычет получил без проблем.
Ребята - не спешите называть других дураками. Вам просто реально повезло, что вам по закону и в срок вернули деньги))))
Остальные делают ровно тоже самое и абсолютно правильно. Но......
Проходит 3 месяца, 4 месяца, 5 месяцев и так далее!!! А денег почему-то нет. В Личном кабинете стоит статус "идет проверка" или "завершена проверка". Даже может стоять статус "вычеты подтверждены в полном объеме".
А денег так и нет!
Как пел Высоцкий: "Где деньги, Зин?"
Кто-то звонит (если может дозвониться) и получает ответ "ждите".
Кто-то пишет обращение в ИФНС и через 30 дней получает промежуточную отписку "Благодарим за обращение. Ваше письмо принято к рассмотрению. О результатах сообщим позднее".
Кто-то махнул рукой и забил. Уже не ждет ничего.
Кто-то в 25 раз нажимает кнопку "распорядиться переплатой" и в 25 раз направляет заявление на возврат средств (так делать не надо - подавая заявление на возврат много раз вы сами себе сроки возврата сдвигаете).
Возникают вопросы: почему не возвращают и что сделать, чтобы вернули?
Отвечаю на первый "почему не возвращают".
Ответ - патамучта.
Под этим ответом может быть что угодно. Из-за низкой зарплаты все могли уволиться. Оставшиеся 2 инспектора ничего не успевают. Или инспектор ушел в декрет и его стол никто полгода еще не трогал. Или инспектор камерального отдела проверку сделал, все передал в отдел урегулирования задолженности или в аналитический отдел, а там все потеряли, забыли, ну или забили.
Я много лет работала начальником отдела выездных проверок и могу сказать, что работы в налоговой нереально много. Ну перебор ее там. С учетом того, что и работать там особо никому не дают. Миллионы каких-то отчетов, какие-то дурацкие задания из вышестоящей УФНС на отработку и прочее. Требований тьма! Программа постоянно "висит". А на сами проверки еще надо умудриться найти время.
Понятно, что обычному человеку на организацию работы в налоговой в принципе плевать. Он по закону ждет свои деньги. Но надеюсь, что хотя бы причины просрочек вам понятны))) Уверяю вас - никто к вам личной неприязни там с вычетом не испытывает. Там плательщиков тысячи.
А теперь, отвечаю на второй вопрос "как сделать так, чтобы вернули?"
Вариантов три.
1) "Жалоба в УФНС на действия (бездействие) должностных лиц налогового органа" по статье 139 Налогового кодекса РФ.
2) Административный иск в суд (не волнуйтесь - до суда часто просто не доходит, само наличие иска срабатывает, как волшебная палочка).
3) Жалоба в Прокуратуру.
Первый и третий варианты можно запросто совместить.
Второй вариант без первого по закону невозможен. Сначала жалоба в УФНС, только потом суд.
Второй и третий варианты совмещать можно, но прокуратура отпишется, что "суд и без нас разберется".
Сразу разъясняю. Прокурорские с налоговиками НЕ ДРУЖАТ. И рука руку там не моет. Как раз совсем наоборот. К каждой налоговой инспекции прикреплен куратор из прокуратуры, который периодически тоже старается написать им какую-нибудь пакость и вынести предписание. Поэтому жалобы в прокуратуру налоговикам гораздо неприятнее, чем жалобы в вышестоящую УФНС. Вот где их косяки прикроют - так это в УФНС по региону.
Однако, жалоба в УФНС запускает быстрые сроки реагирования.
Если вы напишете "обращение в ИФНС", то это будет просто письмо. Срок ответа 30 дней и получите вы в ответ какую-нибудь ерунду типа "Ваш звонок очень важен для вас".
А вот, если вы подадите жалобу на действия (бездействие), то у инспекции 3 дня сроку, чтобы все исправить. Иначе жалоба передается в УФНС по региону на рассмотрение и портит инспекции статистику по квартальной премии. Так как за проигранные жалобы и суды инспекция теряет баллы.
Поэтому с жалобой шевелиться начинают быстрее.
Теперь еще одна важная тонкость "КАК ПОДАТЬ ЖАЛОБУ".
Опытные пользователи Личного кабинета знают, что там есть специальная кнопочка "Подать жалобу". И даже на экране она будет выглядеть, как жалоба в УФНС.
А теперь ПРАВДА!
Правда заключается в том, что жалоба там так только выглядит)))
У инспекций есть внутреннее указание рассматривать такие электронные жалобы, как обычные письма. И даже ответ вам на них приходит (если вообще приходит) на бланке инспекции, а не управления)))
Инспекция по закону ОБЯЗАНА в течение 3 дней передать жалобу в Управление. Но она этого НЕ сделает. Это реально проверить там же на сайте налог.ру.
На сайте налог.ру (не в личном кабинете) есть сервис "узнать о жалобе".
Если туда вбить ваши данные, то вашу жалобу, поданную через личный кабинет, вы там не найдете))) Если какая-то инспекция их туда отправляет - вам повезло с налоговой. Хоть в чем-то, но повезло)))
Поэтому жалобу в УФНС на действия (бездействие) надо подавать либо лично через окно опер.зала. Либо отправлять почтой ценным письмом с описью вложения.
В шапочке жалобы пишется "в УФНС России по (региону)".
Но сдавать или отправлять ее надо в вашу налоговую инспекцию. Такой порядок. Инспекция сама обязана передать ее в Управление со всеми материалами.
То, что там когда-то бывший начальник ФНС сказал с экрана "сдавайте куда-хотите" - это в Налоговом кодексе не прописано. Поэтому для вас же лучше соблюсти установленный порядок.
Прошу вас, не пишите в конце жалобы "прошу разобраться" или "прошу всех уволить". Потому что требовать надо конкретные вещи:
а) признать незаконными действия (бездействия) должностных лиц инспекции, выраженные в не возврате суммы излишне уплаченного НДФЛ в сумме ??? рублей;
б) обязать ИФНС России № ??? по городу ??? вернуть излишне уплаченный НДФЛ в сумме ??? рублей вместе с процентами за несвоевременный возврат.
А теперь конкретные примеры.
Пример первый - лично мой.
Поскольку я бывший налоговик, то очевидно, что заполнять декларацию в Личном кабинете умею много лет.
Заполняла я декларацию мужа для получения имущественного вычета за квартиру. Деньги были очень нужны - ипотека сама себя не погасит.
Как вы догадались - денег не было. Прошло 5 месяцев.
Решили, что с бывшими коллегами ссориться пока не будем - подали жалобу на действия (бездействие) через Личный кабинет.
Тишина на протяжении 2 месяцев вынудила написать жалобу в УФНС на бумаге (муж подал через опер.зал).
Месяц тишина. Звенящая такая.
Ну что же. Переделала жалобу в Административное исковое заявление.
А вот теперь тоже тонкость. Кодекс административного судопроизводства именно этот вид исков до сих пор не требует отправлять ответчику. Суд сам его отправляет. Но для этого надо иметь на руках уже уплаченную гос.пошлину в суд. То есть надо потратить деньги. А не хочется.
Не торопитесь тратить деньги на гос.пошлину в суд. Отнесите Административный иск в инспекцию ножками (крайний случай почтой ценным письмом с описью).
Потому что после получения Административного иска нам вернули деньги ровно через сутки!!!
Понятно, что в суд мы уже ничего не понесли))))
Пример второй - ДЗЕНовский.
Ко мне здесь на ДЗЕНе обратилась девушка с аналогичной просьбой.
Договорились, что я ей бесплатно сброшу наш Административный иск, а она его сама под себя переделает. Она работает с документами - ей несложно.
Она ждала дольше - около двух недель. И чудо! Вычет вернули и в суд она также не пошла.
Пример третий - с прокуратурой и жалобой (вариант 1 + 3)
Этот пример совсем свежий. Моя подруга получила вычет на прошлой неделе.
Она сама написала ПЯТЬ! жалоб через Личный кабинет по кнопочке.
Ожидаемо (см. выше) никто на эти жалобы даже не ответил и не собирался. И в УФНС их никто не передавал.
Она попросила меня посодействовать. Я написала жалобу на действие (бездействие) уже бумажную. И переделала ее в жалобу Прокурору (прокуратура по месту нахождения инспекции).
Буквально через 2 суток ее Личный кабинет "ожил и зашевелился")))
Туда стали поступать письма с извинениями. Инспекция чуть ли не ежечасно отчитывалась "вот мы тут все нашли - вот мы уже все открыли - вот уже смотрим - уже вынесли решение о возврате денег - ЖДИТЕ!!!"
И буквально на 4 день после жалоб деньги пришли! Аллилуйя!
ЭПИЛОГ
Если вам нужна бесплатная жалоба в УФНС, Административный иск или жалоба в Прокуратуру - можете написать мне в личку. Я сброшу вам свои готовые. Вы сможете посмотреть, как это выглядит правильно. И сможете переделать это под себя или попросить кого-то помочь вам переделать.
Только переделывайте внимательно! Даты, суммы, сроки и прочие данные должны быть только вашими.