Найти тему

Обязательна ли идеология в кино?

Кадр из художественного фильма "Озадачь отгадчика" (Stump the Guesser, 2020 г), Реж.  Гай Мэддин и Эван Джонсон.
Кадр из художественного фильма "Озадачь отгадчика" (Stump the Guesser, 2020 г), Реж. Гай Мэддин и Эван Джонсон.

Написав предыдущий пост про кино, вспомнил свои мысли во время просмотра некоторых фильмов на кинофестивалях. В частности, вспомнил, что некоторые картины у меня вызывали чувство некого дежа вю и однотипности.

Сейчас попробую объяснить, в чем дело. Понимаете, некоторые фильмы похожи именно по своему идейному и тематическому содержанию. Похожи так, что порой ловишь себя на мысли: вдруг уже придумали какой-нибудь компьютерный генератор сценариев для арт-хаусных фильмов и вовсю используют. «Мол, что сейчас в тренде и считается при этом таким, бунтарским? БЛМ, защита прав меньшинств… Что еще любят зрители авторского кино? О, стокгольмский синдром, отсыпьте и его, пожалуйста». В итоге не можешь отделаться от ощущения, что все это ты где-то уже видел. И порой задаешь вопрос: для кого это снималось? Быть может, для фестивального жюри, чтобы показать приверженность новым модным веяниям?

Про бунтарство в этом контексте я иронизирую. Ладно, когда в консервативном мэйнстриме начинают показывать фильмы о проблемах маленького человека из ЛГБТ-тусовки. Здесь да, еще можно усмотреть какую-то смелость или сопротивление сложившемуся тренду. Но сейчас-то, кого этим удивишь? Учитывая, что те же тренды вполне себе цветут и пахнут в самом что ни на есть Голливуде. И получается весьма интересная картина, когда идеологический тренд един и для самого глобалистского мэйнстрима, так и для нишевого кино, которое иногда даже считают андеграундным.

К чему я клоню? Вопрос идеологизированности кинематографа – штука достаточно специфичная, конечно. Я-то считаю, что любой фильм так или иначе имеет свое идеологическое содержание, явное или не явное. Поэтому об объективности в кино, думаю, речи быть не может вообще, даже документальном. Ее можно встретить лишь в записях с камер видеонаблюдения, да и то пока никто не пытается интерпретировать происходящее на экране. Сам режиссер, как игрового, так и документального кино, все же имеет свое собственное мировоззрение, свои мысли относительно происходящего, прошлого, да и будущего. Соответственно, он не может не транслировать свои идеи зрителю. Ну тут от этого никуда не деться!

Поэтому, конечно, не столь удивительно, когда идеологический тренд оказывается единым и для андеграунда, и для мэйнстрима. Проблема скорее заключается в другом – что, по моим ощущениям, все меньше желающих снимать что-то по-настоящему альтернативное. Но тут еще вопрос открытый, это временный кризис, за которым последует взлет, или уже катастрофа.