Найти в Дзене
Юрий Кислов

Рок-группа СКОМОРОХИ: родом из СССР и шестидесятых

В истории рок-музыки СССР шестидесятых годов существует огромный провал. По сути, истории, как таковой, не существует. Посудите сами…

История должна подтверждаться материальными артефактами: в данном случае – записанной музыкой. А её практически нет. Записанной именно тогда – в шестидесятых. Мы можем читать яркие воспоминания музыкантов и поклонников (есть куча литературы, а интернет вообще переполнен такими материалами), а вот записей практически нет. Я бы назвал это ТРАГЕДИЕЙ.

«Братья», «Сокол», «Скифы», «Грифы», «Санкт-Петербург», «Аргонавты», «Оловянные солдатики» - несть им числа.

Рок-группа СОКОЛ
Рок-группа СОКОЛ
Рок-группа ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ
Рок-группа ОЛОВЯННЫЕ СОЛДАТИКИ

В министерстве культуры тогда придумали для подобного рода образований, дабы не звучало нехорошее западное слово «рок», определение - вокально-инструментальный ансамбль. Критики (написать в шестидесятые об ЭТОМ было сродни подвигу), называли стиль команд «битом», или «биг-битом».

А в это время советская пресса издевалась над западной рок-музыкой...
А в это время советская пресса издевалась над западной рок-музыкой...

Стоящей аппаратуры не было. Мест для репетиций не было. О работе в филармонии можно было только мечтать: туда попадали самые-самые, с музыкальным образованием, или очень бооольшими связями. Понятно, что качественно записать свои композиции было задачей невыполнимой. Да и смысл? Пластинки никому не светили. Вот такая была ситуация.

Советую прочитать вот эту книгу Владимира Рекшана. Называется «Кайф полный»:

-4

Или книгу «Москва рок-н-ролльная» Владимира Марочкина…

-5

В любом случае у вас создаться кое-какое впечатление о тех славных годах.

Мои постоянные читатели и подписчики знают, что я тщательно, скрупулезно и детально роюсь в рок-архивах шестидесятых, опубликовав в ДЗЕНе на настоящий момент более двухсот постов. Если вы кликнете ВОТ СЮДА, то очутитесь в каталоге моих материалов, который я создал для вас, чтобы вы попусту не блукали по каналу ЮРИЙ КИСЛОВ, стирая свои указательные пальцы.

И миновать рок-архивы шестидесятых СССР я никак не могу. Оттого сегодня и пишу о рок-группе СКОМОРОХИ.

Её организовал Александр Градский в октябре 1966 года в Москве, до этого принявший участие в составах рок-групп «Тараканы» и «Славяне». Именно тогда юный Градский осознал, что битлам, конечно, подражать здорово, но нужны свои, собственные песни. Он мечтал о русском рок-н-ролле…

СЛАВЯНЕ шагают по Москве
СЛАВЯНЕ шагают по Москве

В первом составе СКОМОРОХОВ играли Владимир Полонский (барабаны), Александр Буйнов (клавиши). Затем к ним присоединился бас-гитарист Юрий Шахназаров. Понятно, что на гитаре играл и пел Градский. А было ему тогда всего лишь 16 лет.

-7

Отвлекусь, дабы немножко рассказать о Градском (колоссальная фигура в мире рок-музыки и музыки вообще, здесь не поспоришь). Лично я первый раз услышал его в фильме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных» в 1974 году, где он пел за кадром, и был просто потрясен его вокальными возможностями.

-8

О Градском можно писать много и отдельно.

Замечу лишь, что когда ему было семь лет, родители отдали его в Гнесинcкую музыкальную школу в класс скрипки. А Сашин дядя (брат матери) работал в знаменитом моисеевском ансамбле (ансамбль народного танца СССР), который был по тем временам выездным за границу. И дядя привозил оттуда пластинки. Да и не только их: у него была крутейшая по тем временам аппаратура. И юный Градский впитал в себя всю это джаз-рок-музыкальную роскошь. Так что в 16 лет он уже очень даже много соображал в рок-музыке…

Но я сегодня все-таки о СКОМОРОХАХ. Тогда начинающие рок-группы, в основном, исполняли западные песни, иногда на русском (тогда придумывали свой собственный текст). СКОМОРОХИ, и это принципиально, начали исполнять свои собственные. Репетировали в легендарном ДК «Энергетик» (там же начинала и МАШИНА ВРЕМЕНИ, и СТАС НАМИН).

С этим ДК в истории отечественной рок-музыки много чего связано...
С этим ДК в истории отечественной рок-музыки много чего связано...

Чтобы заработать для СКОМОРОХОВ средства (а выступать приходилось практически бесплатно), Александр Градский организовал еще один коллектив под названием ЛОС ПАНЧОС (играл до 1968 года). ЛОС ПАНЧОС играл на танцах (а эту уже за деньги, невеликие, но существенные по тем временам).

Вспомним хиты той эпохи, написанные участниками команды СКОМОРОХИ. «Птицеферма» и «Синий лес» Градского (он даже написал мини-оперу «Муха-Цохотуха»), «Трава-мурава» и «Аленушка» Буйнова, «Бобёр» и «Мемуары» Шахназарова…

-10

СКОМОРОХИ начали пользоваться популярностью. В ней поиграли такие известные музыканты, как Александр Лерман (бас-гитара, вокал), Юрий Фокин (барабаны), Игорь Саульский (клавиши), т.к. Буйнов ушел служить в СА.

-11

Время от времени рок-группа приостанавливала свою деятельность (аппаратура, отсутствие средств), но Градский где только тогда не играл! ВИА «Электрон» (гитара) в 1968 году, ВИА «Веселые ребята» (1970). Самое интересное – он почти не пел в этих составах. Но поездил по стране и познал профессиональную сцену.

Кстати, в 1969 году он поступил на вокальный факультет института имени Гнесиных. В 1971 году он уходит из «Веселых ребят» и вновь возвращается в СКОМОРОХИ.

Их популярность растет. Есть, по меньшей мере, два подтверждения этому. Во время выступления СКОМОРОХОВ («Машина времени» играет на разогреве) в ДК, на набережной собирается такое количество фанов, что они сбрасывают мотоциклы с милицейскими колясками на лед в Москву-реку.

А в 1970 году СКОМОРОХОВ после выступления на стадионе «Динамо» в Ереване, благодарные зрители несут музыкантов в гостиницу на руках. В 1971 году на горьковском фестивале «Серебряные струны» они делят первое место с АРИЭЛЕМ. Сразу после этого у СКОМОРОХОВ появляется первая запись на радио.

Вообще – дискография СКОМОРОХОВ запутанная и непонятная. Она неразрывно связана с именем Александра Градского, и, по сути, когда в восьмидесятых появляются их пластинки, рок-группа выступает почти что аккомпанирующим составом. Более того: не знаю, как вам, а качество записи даже на лонгплее, оставляет желать лучшего. У меня лично (мнение субъективное), создается впечатление «зарезанных» высоких частот. Некоторые вещи вообще звучат, как в бочке.

-12

В конце семидесятых я слышал их вживую в Дворец спорта Ростова-на-Дону: это совершенно иная музыка, чем на записях фирмы «Мелодия». Ярко, вкусно, интересно, динамично, настоящий рок, исполняемый талантливейшими музыкантами.

Музыкальные критики, оценивая роль Александра Градского в музыкальной биографии СКОМОРОХОВ, справедливо отмечают:

Рост популярности Александра Градского, а также нестабильность состава группы привели к тому, что «Скоморохами» стали называться участники записей на радио (и потом вышедших на пластинках, компакт-дисках) вокальных сюит Градского (он сам, саксофонист и флейтист Сергей Зенько, барабанщик Владимир Васильков), Градский же участвовал в сборных концертах или давал сольные, играя на акустической гитаре.

-13

А вот из воспоминаний Александра Градского, из которых можно представить себе атмосферу тех лет:

"Это было летом 1971 года. Мы должны были играть на танцах в фойе института народного хозяйства. Было продано 1500 билетов, и кто-то напечатал еще тысячу фальшивых. В момент выгрузки аппаратуры в машине забыли металлические стойки для том-баса, и я спустился за ними, а когда вернулся, толпа у входа была такой, что я не мог протиснуться ко входу. Я им говорил: "Я - Градский, мне надо пройти!", но вокруг посмеивались и отвечали: "Все тут Градские, всем надо пройти". Эта ситуация объясняется крайне просто: ввиду полного игнорирования средствами массовой информации любой информации о рок-музыке, народ просто не знал своих "героев" в лицо! "Но играть было необходимо - мы взяли деньги вперед, - продолжает Александр. - Мне не оставалось ничего другого, как полезть вверх по стенке, цепляясь за водосток и уступы плит. Я добрался до первого подвернувшегося открытого окна на третьем этаже, влез туда и оказался прямо на заседании комитета комсомола. Люди там, конечно, выкатили глаза. Ну что, я отряхнулся, говорю: "Извините, у нас тут танцы", - и прошел в дверь. На танцах тоже было весело: человек восемь девушек в середине зала разделись догола и плясали, размахивая лифчиками. Дружинники увидели это с балкона и стали пробираться к ним, но, пока они протискивались, те уже успели одеться".

Отдельно о фильме «Романс о влюбленных». В те времена это было настоящим прорывом, схожим со взрывом бомбы. Градский, не имеющий никакого отношения к официальной музыкальной системе, а будучи лишь студентом музыкального института, исполнил свои собственные композиции. Мало кто знает, что БИЛЛБОРД, известнейший музыкальный журнал мирового значения, объявил в 1974 году Градского «Звездой года» за выдающийся вклад в мировую музыку.

-14

Еще в 1973 году Градский записал свой первый сингл «Синий лес», и стал, по его шутливому выражению, «большим начальником». В это время СКОМОРОХИ упорядочили свой состав, который выглядел так: Александр Градский – (вокал, гитара, фортепиано, синтезатор, скрипка, челеста, другие инструменты), Сергей Зенько – (флейта, саксофон), Юрий Иванов – (бас-гитара, гармоника) и Владимир Васильков (ударные).

Во соседство!
Во соседство!

Их студийные работы стали первыми рок-композициями, записанными в СССР профессионально. А Градский, дорвавшись до студии, творит чудеса. Мало того, что он выступает в качестве талантливейшего мультиинструменталиста: - он записывает песню «Только ты верь мне», где исполняет все партии (до этого такое удается только Полу Маккартни).

-16

В 1978 году «Мелодия» выпустила маленькую пластинку с четырьмя песнями «Скоморохов».

-17
-18

Но Градского было уже не догнать: он творил и творил самостоятельно.

В 1978 году группа распалась: ее участники занялись реализацией других проектов.

-19

Немножко грустная история, не правда ли? Слишком мало сохранилось студийных записей СКОМОРОХОВ. Послушаем и вспомним. Вспомним и еще раз прикоснемся к рок-музыке шестидесятых. На этот раз отечественной…

На сегодня - всё. Жду ваших лайков, размышлений и воспоминаний. Вы не пропустите нового, если подпишитесь на мой канал ЮРИЙ КИСЛОВ. С уважением