Многие начинающие фрилансеры думают, что просить предоплату могут только удаленные специалисты, у которых многолетний профессионализм, огромное портфолио и миллион заказов, но это огромный миф. Я считаю, что предоплату могут и должны просить абсолютно все.
Почему очень важно просить предоплату?
Делается это не для того, чтоб побыстрее «срубить бабла» со своего клиента, а потому, что вас в какой-то момент могут просто кинуть и исчезнуть с вашей работой. Но даже если клиент и не заберет готовую работу, он же вам ее и не оплатит. Считайте, что вы впустую потратили время.
Если человек не заплатил вам, то у него нет понимания, что ему нужно довести до конца сотрудничество и работу с вами. Он не видит между вами никаких отношений, главным образом рабочих и денежных (а в работе именно такие и должны быть отношения). Он не считает, что чем-то вам обязан и, как следствие, может в любой момент просто перестать вам отвечать, начать вас игнорить и так далее.
Нужно помнить, что всегда будут люди, которые на самом деле не собираются покупать у вас вашу услугу, но они все равно будут спрашивать у вас и про услугу и про цену на нее, хотя скорее всего так ничего и не купят. Не нужно расстраиваться и злиться на них. Лучше используйте общение с ними с пользой для себя и оттачивайте свои навыки взаимодействия с клиентом.
4 причины, почему клиент не хочет платить
- Вы не представили грамотно свою услугу, не рассказали о ней убедительно и исчерпывающе. То есть когда вас спрашивают, что входит в вашу услугу, нужно перечислить по пунктам, что конкретно вы сделаете. Не должно быть никаких неясностей типа “ну, может быть, я еще вот это сделаю”. Человек будет платить вам свои деньги и ему нужно понимать, за что. Если у вас нет четкого предложения, то и доверия к вам никакого не будет. Сразу создается впечатление человека, который сам не понимает, что делает, и непонятно вообще, за что ему платить.
- Вы не показали кейсами или упакованным профилем, что вы специалист и специалист с опытом.
- Заказчик боится, что вы мошенник и исчезнете с его деньгами. Это тоже можно исправить упакованным аккаунтом. Если вы будете писать и общаться с клиентом со своего рабочего аккаунта, где уже есть ваши кейсы или хотя бы ваша личность и ваше лицо, к вам доверия будет больше, чем к аккаунту а-ля ноунейм с картинками с фотостока и не дай бог чужими текстами. Кстати, если вы копирайтер, ни в коем случае не используйте для своего портфолио чужие тексты! Лучше на их основе напишите свои или хотя бы сделайте минимальный рерайт.
- Если вы ведете профиль, где вы рассказываете о себе как о специалисте, неважно, фотограф вы или таргетолог, то делайте это качественно и грамотно. Показывайте, какой качественный и прекрасный продукт вы делаете, чтобы даже начиная с чтения вашего блога и с ваших постов у потенциального клиента появилось впечатление, что вы так же и работать будете. Чтобы не возникало ощущения, что вы какой-то недобросовестный работник. Чтобы человек сразу видел, что вы делаете это не «на отвали», а создаете классный продукт. Рассказывайте о своей услуге так, чтобы даже вам самим захотелось заплатить за нее, не то что другим людям.
Если вы будете соблюдать все эти пункты, то у вашего клиента вообще не будет возникать сомнения в вашей кандидатуре. Скорее всего, он сразу начнет доверять вам, не бояться с вами работать и вам платить.