Найти тему

Фестский диск: неудобный артефакт или подделка?

В 1700 г. до н.э. минойская цивилизация бронзового века, названная в честь Миноса, мифического царя Крита, достигла наивысшего расцвета. Однако уже спустя три столетия после дорийского вторжения – массового переселения дорийцев с Северного Причерноморья Пелопоннес — она пришла в упадок и исчезла. Но, как и любая другая древняя культура, своими архитектурными и письменными памятниками и многочисленными загадками минойская цивилизация по-прежнему привлекает внимание ученых. Одной из таких загадок остается тайна так называемого Фестского диска — уникального артефакта исчезнувшей цивилизации.

3 июля 1908 года при раскопках города Фест, расположенного на южном побережье Крита, итальянской археологической экспедицией Федерико Хальберра был найден уникальный памятник письма, так называемый фестский глиняный диск, который, скорее всего, принадлежал минойской культуре эпохи средней или поздней бронзы. Этот артефакт был открыт археологом Луиджи Пернье в культурном слое одного из подсобных помещений минойского дворцового комплекса. Диск находился под толстым слоем штукатурки в одной из ячеек тайника в полу комнаты.

Вид диска с двух сторон
Вид диска с двух сторон

Памятник представляет собой глиняный диск из терракоты, изготовленный вручную без помощи гончарного круга. Толщина его колеблется от 16 до 21 мм, а диаметр составляет 158-165 мм. С обеих сторон диска по спирали нанесены рисуночные знаки-иероглифы, расположенные внутри полосы спирали и разделенные поперечными линиями на группы (поля). Надпись на диске не вырезанная, а вдавленная с помощью каменных, деревянных или металлических печатей. Ученые считают, что для создания этого текста, возможно, понадобилось 45 таких оттисков. Эти знаки-иероглифы, скорей всего, были оттиснуты в мягкой глине еще до обжига диска, поэтому его можно считать первым известным памятником «полиграфии». Трудно поверить, что 45 различных знаков-штампов были изготовлены лишь для того, чтобы с их помощью можно было «отпечатать» одну-единственную надпись на диске. По всей вероятности, существовали и другие тексты, подобные текстам на Фестском диске, но до сих пор не выявлено ни одного подобного ему образца. Поэтому текст на этом диске можно считать уникальным.

Главная проблема в расшифровке письменности этого загадочного артефакта критской культуры состоит в краткости текста, поскольку диск содержит всего 242 знака.

Что касается текстовых знаков, тематически их можно разделить на такие группы: «люди», «одежда», «утварь и оружие», «строения», «животные», «растения», «части тела», «инструменты», «география». Один из исследователей текста Г.Ипсен предположил, что на диске последовательно изображены бегущий человек, ребенок, женщина в набедренной повязке с обнаженной грудью, кипарис, коромысло, кустарник, голова мужчины с татуированными щеками, голова с убором из перьев, козий рог, колос, лилия, крокус (шафран), дельфин, гусеница, пчела, пленник со связанными за спиной руками, голубь, снятая шкура, летящий сокол, натянутый лук, дом, корабль и т.д.

Большинство исследователей склоняются к мнению, что Фестский диск не является артефактом критского происхождения. В качестве доказательств они приводят факты, которые невозможно не принять во внимание. Ученые утверждают, что сорт глины, из которой изготовлен Фестский диск, на Крите не встречается. Еще одним доводом в пользу этой теории послужил внешний вид иероглифов, которые, по мнению исследователей, не сходны ни с одной письменностью, в те времена распространенной на Крите. Изображения на диске также показались ученым нетипичными для критской традиции.

Чаще других в тексте Фестского диска встречаются три знака: голова с перьями, женщина и дом. Как раз они, по мнению некоторых ученых, говорят о том, что диск не относится к древней культуре Крита. Голова с перьями, вполне вероятно, может свидетельствовать о том, что этот диск в действительности принадлежал филистимлянам, поскольку головной убор, изображенный на знаке, является традиционным именно для этого народа. Женщина, изображенная на знаке, скорее всего, не является жительницей Крита, поскольку критянки были стройными, а иероглиф изображает женскую фигуру с широкими пропорциями. Что касается изображения дома, то оно указывало на чужеземную систему архитектуры. У минойцев подобные многоярусные постройки не встречались.

Многие исследователи пытались определить предназначение Фестского диска. Одни энтузиасты называют его жертвенной лепешкой, которую бросали в море, чтобы попросить помощи у божества. Другие считали, что на диске написан гимн, посвященный Зевсу или Минотавру. Третьи увидели в Фестском диске детскую игру, по условиям которой, чтобы дойти до конца спирального «лабиринта», по поверхности диска надо было передвигать фишки. Кстати, подобной игрой увлекались египтяне.

Попыток расшифровать смысл текста, тоже было немало. Но до сих пор точной расшифровки нет.

Сенсационную гипотезу о том, что Фестский диск — обыкновенная подделка, выдвинул американский специалист по древним письменам Джером Эйзенберг. В подлинности диска ученого заставили сомневаться его аккуратно обработанные края, поскольку во 2 тыс. до н.э. вряд ли можно было обжечь предмет настолько идеально.

Вторая подозрительная деталь указывает на бороздки обеих сторон диска, сделанные таким образом, что его поверхность представляется спиралью, имеющей 4-5 витков. Эйзенберг выдвинул гипотезу, согласно которой эти борозды были умышленно добавлены для того, чтобы ввести в заблуждение ученых. Что бы ни говорил Эйзенберг, для того чтобы доказать правильность его утверждений, или же, напротив, опровергнуть их, необходимо провести термолюминесцентный тест, который может определить датировку этого артефакта. А пока Фестский диск принято считать ценной археологической находкой, повествующей о тайне древней цивилизации.

Как бы там ни было на самом деле, но сегодня загадочный памятник письма хранится в музее города Ираклейон и по-прежнему ждет того, кто сможет разгадать его тайну.