Недавно со мной произошла история историй: чужая дочка в гостях обиделась на мое справедливое замечание и потом обвинила меня в том, что я якобы ее ударила. Постоянные читатели моего канала в курсе, а кто нет — ссылка в конце статьи.
Причина конфликта — я говорила тост и девочка стала меня перебивать.
Я в ответ строго, но не зло(!), обратилась к Кристине, что сейчас говорю я, и невежливо перебивать, и что ей стоит подождать своей очереди.
И были мнения, что мне не стоило "воспитывать" ребенка напрямую: мол, высказала бы маме, чтобы та приструнила свою дочку. Однако я категорически не согласна с такой позицией.
Во-первых, потому что игнорируя самого ребенка и обращаясь к его маме, вы фактически делаете из него пустое место. В этом возрасте (а там девочке 7 лет уже) дети вполне способны коммуницировать самостоятельно, они уже вполне себе личности, чтобы получать как похвалу, так и негативную оценку их действий лично, а не через маму.
Просто представьте, пришли вы в гости с мужем. И к вам подходят мужчины и говорят вашему мужу "Ой, у вас такая красивая жена" или "У вашей жены очаровательное платье". Или "скажи жене, чтобы смеялась потише". При том, что вы стоите рядом. Вам было бы приятно? Может для кого-то это и нормально, но я лично предпочла бы, чтобы мне это лично сказали.
Именно поэтому я спокойно и напрямую обращаюсь ко всем детям своих близких и знакомых, просто из уважения к ним как к личностям.
Во-вторых, многие говорят, мол воспитывать детей могут только родители. Но такое мнение устоялось именно потому, что эти самые многие ставят знак равенства между воспитанием и насилием, в то числе моральным. То есть по сути говорят "воспитание", а имеют ввиду ор, крики, унизительные поучения вроде "недорос еще во взрослый разговор встревать".
И это прям очень печально. Я лично общаюсь с детьми на равных. Понятно, что я старше, умнее, опытнее, автономнее, а еще мне доступны многие вещи и темы 18 плюс, так сказать. Но речь не об этом равенстве. А о том, что в нашей коммуникации как участники мы равны. То есть никто никого не затыкает, никто никого не перебивает, и уж тем более не отправляет в свою комнату, когда кончились аргументы. И уж конечно в таком разговоре нет места тому самому "классическому воспитанию" в виде повышения голоса, к которому, видимо, многие привыкли.
Что касается совсем посторонних детей, стала бы я с ними говорить напрямую? Да, но не всегда, разумеется. В рамках лишь собственной безопасности. Например, я спокойно могу сказать незнакомому мальчику лет шести на улице, чтобы перестал дергать больно за поводок своего пса, но если у него опасная порода, могу и промолчать.
К слову, я могу и к взрослому человеку подойти и сделать замечание, если он или она нарушают общественный порядок. Но если он выглядит опасно для меня, то конечно подумаю в первую очередь о себе.
А один раз, о боже, я подошла к матери с ребенком. Мать тащила свою девочку тоже лет 8-9 за руку, та рыдала взахлеб, на что мать развернулась заорала на нее и замахнулась рукой.
Думаете, я что-то сказала матери? О нет, я искренне верю, что таким матерям уже никакие слова не помогут. Будь мы не в России, можно было бы вызвать полицию. Но увы.
Поэтому я обратилась к девочке с такими словами: "Ты скоро вырастешь и уйдешь от нее, а она будет плакать, что ты с ней больше не общаешься".
Права ли я была — я не знаю. Но мать мои слова остудили. А девочка быстро успокоилась.
А вы любите детей? А уважаете их? Понимаете, в чем разница?
Обещанная ссылка: историю про якобы избитую девочку можно прочесть тут.