Найти тему

Человек и выбор.

Оглавление

В нашем мире существуют разного рода проблемы и недостатки. Например: наша тленность, болезненность, а также тяга ко греху, тяга к деградации... Откуда такие стремление, если мы были созданы для развития и созидания прекрасного, для любви?… Как не ошибиться с выбором внутренних устремлений?

Осознание своего Спасения.

Чтобы ответить на подобного рода вопросы, необходимо немного порассуждать. К сожалению, все это мы получили в наследство от нашего праотца Адама Первозданного, который ввиду некоторых факторов, не удержался и совершил первородный грех.

Данный грех мы получили по праву рождения, и казалось, что нам не возможно избавиться от этого проклятья, но благо это оказалось не так. Благодаря жертве Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, мы получили искупление от данного состояния и получили возможность унаследовать Жизнь Вечную и обожить наше человеческое естество. Как писал Святитель Афанасий Великий: "Слову нужно было принять на Себя смертное тело, чтобы Им, наконец, могла быть уничтожена смерть, и люди опять обновились по образу".[1]

Но чтобы воспользоваться этими плодами новозаветного времени, человеку необходимо пройти долгий и тернистый путь. Ему необходимо осознать и понять, что для него истинно главно, что для него истинно необходимо и чего он истинно жаждет. Само осознание всего этого приводит человека в непомерный ужас и трепет, кого-то в большей степени, а кого-то в меньшей.

Он привык жить одной жизнью, которую он выбрал, благодаря социуму. Данный индивид уже множество лет живет по одним и тем же законам, которые гласят: "бери от жизни все", "все ради твоих потребностей (т.е. инстинктов)". Этот закон пропагандирует большинство его окружения и он на столько врезался в его разум, что ему не возможно выбраться из этой "матрицы" вот так просто.

-2

Свободная воля.

Человек так устроен, что при содействующей его воле, он может привыкнуть ко всему. Но привыкнуть он может, только при одном условии... Условие это настолько просто и настолько сложно одновременно, что тяжело себе представить. Данное условие, в своей первоначальной форме, несет задумку самого Творца... Об этом условии писал так же И.А.Ильин: "Богу нужна человечески недосягаемая и невынудимая глубина личного духа и сердца: свободная любовь, свободное созерцание, свободная радость, свободное смирение, свободное повиновение, свободное делание – все то, перед чем гетерономия бессильна и что она искажает и утрачивает в человеке."[2] Обобщая все вышесказанное, это условие - свободная воля. Свободу воли человека ни кто не нарушает: ни Свет и ни тьма. Индивид сам выбирает на какой стороне ему "сражаться"... Однако, как показывает практика нашей жизни, а так же, основываясь на слова, известного французского философа XVIII века Л. Бональда: "человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя", мы видим что социум оказывает значительное влияние на нашу жизнь. К сожалению, по причине того, о чем пишет псалмопевец Давид: "в безакониях зачат и во гресех роди мя мати моя" (Пс.50), в человеческую душу больше всего врезаются и отзываются от туда именно греховные начинания, которые имеют свою почву на инстинктах человека. Из-за этого, все эти призывы, которые культивируются именно на почве инстинктов и человеческих потребностей, которые в свою очередь уже настолько исказились в понимании большинства, что просто ни может не поражать; все эти разговоры, все эти лозунги: "А ты что, какой-то особенный?",- конечном итоге могут привести человека к тому, что он начнет сомневаться в своем пути. Как итог, он смириться с мнением большинства и перейдет на их сторону, по-скольку его путь, будет ему казаться чем-то не уклюжим и чем-то не актуальным... Индивид просто на просто привыкнет к такому мышлению и начнет постепенно сам деградировать. (Однако всегда есть исключения).

В общем итоге, человек это уже индивид, который принял сторону большинства и начал путь духовной деградации. Для него, все развлечения и сам образ жизни стал чем-то "родным", чем-то "теплым" и чем-то "светлым". И кажется, что в этом круговороте нет конца. Об этом очень хорошо сказано в труде "Аксиомы религиозного опыта", автора И.А.Ильина: "Современные люди как бы ослепли для Божиих лучей, пронизывающих мир; им необходимо вновь прозреть." [3] И вот вдруг, человек приоткрыл свою душу и появляется Слово Божие. Человека касается благодать. Как говорил Ефрем Сирин: "Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет". [4]Благодать Божия "немощная врачует и оскудевающая восполняет" в этом человеке. Он начинает задумываться - верным ли курсом идет его жизненный корабль.

И когда осознание к нему приходит, человек начинает более углубленно изучать новый маршрут и оплакивать те ошибки, которые он допустил. И вот пришел момент действовать - ни в глобальном плане человеческой жизни, а в частном, в мелочи, в малейшем выборе между добром и злом. Человек стоит на перепутье дорог: с одной стороны - та хрупкая вера и надежда, с любовью к Богу, желание исправить свою жизнь; и с другой стороны - та самая жизнь, те самые привычки, те самые поступки, те самые мысли с которыми ты шел нога в ногу ни один год и которые для тебя стали чем-то обычным и даже родным.

Каждый романтически мыслящий человек или просто Святой определит, что, не задумываясь в такой момент выбора, он не сделает промаха и не падет в бездну... К сожалению, на практике так поступит не каждый и не в любой ситуации, ведь "всяк человек ложь"...(Пс. 115:2). Но почему именно правильный выбор везде и всегда не может делать человек, по своим чистосердечным размышлениям?

К великому сожалению, как упоминалось ранее, здесь ключевую роль на себе несут инстинкты. Так получилось, что враг рода человеческого использует именно этот фактор в борьбе против человечества. Инстинкт сытости - перерос в чревоугодие, инстинкт продолжения рода - в блуд, инстинкт отдыха - в лень и т.д... Так вышло, что значительная часть грехов, как бы небольшая, связанно именно с падением в области инстинктов. Именно у этих грехов, очень тяжело отчертить границу, где это необходимая потребность, установленная Богом, а где начинается сам грех.

-3

Война длиною в целую жизнь.

К счастью, до нас дошло Учение нашего Господа, Предания Церкви и многое другое, на основании которого, мы все-таки можем предположительно сделать эту границу и понять - нарушили мы ее, или нет. Однако, понимание того, что ты не нарушил границу, не дает тебе гарантий не нарушить ее в будущем. К сожалению, так оно и происходит. Но и тут Учение Православной Церкви так же дает нам инструкции, которые ведут человека к Свету в его духовной жизни. Однако, человек все равно совершает промахи... Почему же?

Дело в том, что искаженное понимание об инстинкте подменивает в нашем сознании истинное. Человек свою греховную слабость воспринимает как что-то свое, а если вдруг попытаться его лишить этого, то, человеку будет не так просто расстаться со своей "вещицей". Сама степень завороженности определяет насколько вклинился этот порок в его сердце. Если завороженность на низком уровне и человек не испытывает к этому зависимости, то он может спокойно отказаться от этого греха, просто - сказав себе нет. Если же уровень завороженности высок и зависимость так же высока, то даже путем аскетических упражнений и полностью открытого сердца к духовному развитию, человек не может встать и сказать "нет" и бросить этот грех... К счастью, и этот промах можно победить, но этот путь очень тернист и очень долог. Чтобы уничтожить настолько серьезного титана, нужно потратить не вероятное количество сил, времени, энергии... Эта борьба может идти день, месяц, год, десять лет и наконец - всю жизнь. Ни кто не знает, кроме Бога, сможет ли человек одолеть этого титана, или нет. Но эта война необходима. Каждое сражение, каким бы результат не был - важно. Эта война изнурительна, эта битва "идет за каждый квартал" твоей души... Сегодня человек захватил квартал, завтра у него отобрали его, послезавтра он захватил три квартала, а его грех засыпал ударами с других флангов и ему пришлось сдать эти кварталы... Это изнуряющая битва, размером с жизнь... Да, индивид возможно в ней проиграл, но пока он жив, пока его сердце не остановилось, он на фронте, а это значит, что за поражением всегда следует маленькая, но победа, пускай даже не значительная. Об этом очень хорошо написано в книге про Авву Сисоя Великого: " ...что делать мне? я пал. Старец отвечал: встань. Брат сказал: я встал, и опять пал. Старец отвечал: снова встань. Брат: доколе же мне вставать и падать? Старец: до кончины твоей".[5] Так и идет эта бесконечная война и если не прибегнуть к помощи Божией, неизвестно, какой итог в ней будет.

Как уже говорилось ранее, в этой изнуряющей войне против внутреннего титана главное - не сдаваться, даже если битва вновь проиграна. Сам факт того, что после поражения, ты вновь пытаешься противостоять греху, каешься и молишь Господа о помощи, показывает что тебе не все равно на тот момент, что ты опять поддался искушению и так же, даже по человеческим меркам показывает, что данная личность не симпатизирует темной "фракции" и что он жаждет Света и хочет Его достигнуть, хочет освободиться от гнета, этого темного ига, идя к этому шаг за шагом, надеясь и уповая на помощь Своего Господа.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек хоть в случае искоренения греха, хоть в случае борьбы со грехом, или менее успешной борьбы со грехом, находиться на одной и той же территории - духовного осознания и развития. Это значит, что он выбрал свой путь и он выбрал за кого ему сражаться, пускай даже терпя поражения. Важно, чтобы человек любил Бога и Его Закон, и стремился бы к исправлению. Как сказал Святитель Василий Великий: "Надобно знать, что хотя это (любовь к Богу) — одна добродетель, однако же она силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь".[6]

Если человек выбрал этот путь, то это значит что он пошел по дороге духовного совершенствования. Этот путь, на основании всего вышесказанного, направлен, в первую очередь на то, чтобы погубить все темное в человеке, чтобы побороть зло.

-4

Автор: Илья Уткин.