В нашем мире существуют разного рода проблемы и недостатки. Например: наша тленность, болезненность, а также тяга ко греху, тяга к деградации... Откуда такие стремление, если мы были созданы для развития и созидания прекрасного, для любви?… Как не ошибиться с выбором внутренних устремлений?
Осознание своего Спасения.
Чтобы ответить на подобного рода вопросы, необходимо немного порассуждать. К сожалению, все это мы получили в наследство от нашего праотца Адама Первозданного, который ввиду некоторых факторов, не удержался и совершил первородный грех.
Данный грех мы получили по праву рождения, и казалось, что нам не возможно избавиться от этого проклятья, но благо это оказалось не так. Благодаря жертве Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа, мы получили искупление от данного состояния и получили возможность унаследовать Жизнь Вечную и обожить наше человеческое естество. Как писал Святитель Афанасий Великий: "Слову нужно было принять на Себя смертное тело, чтобы Им, наконец, могла быть уничтожена смерть, и люди опять обновились по образу".[1]
Но чтобы воспользоваться этими плодами новозаветного времени, человеку необходимо пройти долгий и тернистый путь. Ему необходимо осознать и понять, что для него истинно главно, что для него истинно необходимо и чего он истинно жаждет. Само осознание всего этого приводит человека в непомерный ужас и трепет, кого-то в большей степени, а кого-то в меньшей.
Он привык жить одной жизнью, которую он выбрал, благодаря социуму. Данный индивид уже множество лет живет по одним и тем же законам, которые гласят: "бери от жизни все", "все ради твоих потребностей (т.е. инстинктов)". Этот закон пропагандирует большинство его окружения и он на столько врезался в его разум, что ему не возможно выбраться из этой "матрицы" вот так просто.
Свободная воля.
Человек так устроен, что при содействующей его воле, он может привыкнуть ко всему. Но привыкнуть он может, только при одном условии... Условие это настолько просто и настолько сложно одновременно, что тяжело себе представить. Данное условие, в своей первоначальной форме, несет задумку самого Творца... Об этом условии писал так же И.А.Ильин: "Богу нужна человечески недосягаемая и невынудимая глубина личного духа и сердца: свободная любовь, свободное созерцание, свободная радость, свободное смирение, свободное повиновение, свободное делание – все то, перед чем гетерономия бессильна и что она искажает и утрачивает в человеке."[2] Обобщая все вышесказанное, это условие - свободная воля. Свободу воли человека ни кто не нарушает: ни Свет и ни тьма. Индивид сам выбирает на какой стороне ему "сражаться"... Однако, как показывает практика нашей жизни, а так же, основываясь на слова, известного французского философа XVIII века Л. Бональда: "человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя", мы видим что социум оказывает значительное влияние на нашу жизнь. К сожалению, по причине того, о чем пишет псалмопевец Давид: "в безакониях зачат и во гресех роди мя мати моя" (Пс.50), в человеческую душу больше всего врезаются и отзываются от туда именно греховные начинания, которые имеют свою почву на инстинктах человека. Из-за этого, все эти призывы, которые культивируются именно на почве инстинктов и человеческих потребностей, которые в свою очередь уже настолько исказились в понимании большинства, что просто ни может не поражать; все эти разговоры, все эти лозунги: "А ты что, какой-то особенный?",- конечном итоге могут привести человека к тому, что он начнет сомневаться в своем пути. Как итог, он смириться с мнением большинства и перейдет на их сторону, по-скольку его путь, будет ему казаться чем-то не уклюжим и чем-то не актуальным... Индивид просто на просто привыкнет к такому мышлению и начнет постепенно сам деградировать. (Однако всегда есть исключения).
В общем итоге, человек это уже индивид, который принял сторону большинства и начал путь духовной деградации. Для него, все развлечения и сам образ жизни стал чем-то "родным", чем-то "теплым" и чем-то "светлым". И кажется, что в этом круговороте нет конца. Об этом очень хорошо сказано в труде "Аксиомы религиозного опыта", автора И.А.Ильина: "Современные люди как бы ослепли для Божиих лучей, пронизывающих мир; им необходимо вновь прозреть." [3] И вот вдруг, человек приоткрыл свою душу и появляется Слово Божие. Человека касается благодать. Как говорил Ефрем Сирин: "Божественная благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался, сколько хочет: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет". [4]Благодать Божия "немощная врачует и оскудевающая восполняет" в этом человеке. Он начинает задумываться - верным ли курсом идет его жизненный корабль.
И когда осознание к нему приходит, человек начинает более углубленно изучать новый маршрут и оплакивать те ошибки, которые он допустил. И вот пришел момент действовать - ни в глобальном плане человеческой жизни, а в частном, в мелочи, в малейшем выборе между добром и злом. Человек стоит на перепутье дорог: с одной стороны - та хрупкая вера и надежда, с любовью к Богу, желание исправить свою жизнь; и с другой стороны - та самая жизнь, те самые привычки, те самые поступки, те самые мысли с которыми ты шел нога в ногу ни один год и которые для тебя стали чем-то обычным и даже родным.
Каждый романтически мыслящий человек или просто Святой определит, что, не задумываясь в такой момент выбора, он не сделает промаха и не падет в бездну... К сожалению, на практике так поступит не каждый и не в любой ситуации, ведь "всяк человек ложь"...(Пс. 115:2). Но почему именно правильный выбор везде и всегда не может делать человек, по своим чистосердечным размышлениям?
К великому сожалению, как упоминалось ранее, здесь ключевую роль на себе несут инстинкты. Так получилось, что враг рода человеческого использует именно этот фактор в борьбе против человечества. Инстинкт сытости - перерос в чревоугодие, инстинкт продолжения рода - в блуд, инстинкт отдыха - в лень и т.д... Так вышло, что значительная часть грехов, как бы небольшая, связанно именно с падением в области инстинктов. Именно у этих грехов, очень тяжело отчертить границу, где это необходимая потребность, установленная Богом, а где начинается сам грех.
Война длиною в целую жизнь.
К счастью, до нас дошло Учение нашего Господа, Предания Церкви и многое другое, на основании которого, мы все-таки можем предположительно сделать эту границу и понять - нарушили мы ее, или нет. Однако, понимание того, что ты не нарушил границу, не дает тебе гарантий не нарушить ее в будущем. К сожалению, так оно и происходит. Но и тут Учение Православной Церкви так же дает нам инструкции, которые ведут человека к Свету в его духовной жизни. Однако, человек все равно совершает промахи... Почему же?
Дело в том, что искаженное понимание об инстинкте подменивает в нашем сознании истинное. Человек свою греховную слабость воспринимает как что-то свое, а если вдруг попытаться его лишить этого, то, человеку будет не так просто расстаться со своей "вещицей". Сама степень завороженности определяет насколько вклинился этот порок в его сердце. Если завороженность на низком уровне и человек не испытывает к этому зависимости, то он может спокойно отказаться от этого греха, просто - сказав себе нет. Если же уровень завороженности высок и зависимость так же высока, то даже путем аскетических упражнений и полностью открытого сердца к духовному развитию, человек не может встать и сказать "нет" и бросить этот грех... К счастью, и этот промах можно победить, но этот путь очень тернист и очень долог. Чтобы уничтожить настолько серьезного титана, нужно потратить не вероятное количество сил, времени, энергии... Эта борьба может идти день, месяц, год, десять лет и наконец - всю жизнь. Ни кто не знает, кроме Бога, сможет ли человек одолеть этого титана, или нет. Но эта война необходима. Каждое сражение, каким бы результат не был - важно. Эта война изнурительна, эта битва "идет за каждый квартал" твоей души... Сегодня человек захватил квартал, завтра у него отобрали его, послезавтра он захватил три квартала, а его грех засыпал ударами с других флангов и ему пришлось сдать эти кварталы... Это изнуряющая битва, размером с жизнь... Да, индивид возможно в ней проиграл, но пока он жив, пока его сердце не остановилось, он на фронте, а это значит, что за поражением всегда следует маленькая, но победа, пускай даже не значительная. Об этом очень хорошо написано в книге про Авву Сисоя Великого: " ...что делать мне? я пал. Старец отвечал: встань. Брат сказал: я встал, и опять пал. Старец отвечал: снова встань. Брат: доколе же мне вставать и падать? Старец: до кончины твоей".[5] Так и идет эта бесконечная война и если не прибегнуть к помощи Божией, неизвестно, какой итог в ней будет.
Как уже говорилось ранее, в этой изнуряющей войне против внутреннего титана главное - не сдаваться, даже если битва вновь проиграна. Сам факт того, что после поражения, ты вновь пытаешься противостоять греху, каешься и молишь Господа о помощи, показывает что тебе не все равно на тот момент, что ты опять поддался искушению и так же, даже по человеческим меркам показывает, что данная личность не симпатизирует темной "фракции" и что он жаждет Света и хочет Его достигнуть, хочет освободиться от гнета, этого темного ига, идя к этому шаг за шагом, надеясь и уповая на помощь Своего Господа.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что человек хоть в случае искоренения греха, хоть в случае борьбы со грехом, или менее успешной борьбы со грехом, находиться на одной и той же территории - духовного осознания и развития. Это значит, что он выбрал свой путь и он выбрал за кого ему сражаться, пускай даже терпя поражения. Важно, чтобы человек любил Бога и Его Закон, и стремился бы к исправлению. Как сказал Святитель Василий Великий: "Надобно знать, что хотя это (любовь к Богу) — одна добродетель, однако же она силою своею приводит в действие и объемлет всякую заповедь".[6]
Если человек выбрал этот путь, то это значит что он пошел по дороге духовного совершенствования. Этот путь, на основании всего вышесказанного, направлен, в первую очередь на то, чтобы погубить все темное в человеке, чтобы побороть зло.
Автор: Илья Уткин.