Зачастую мы и не знаем, что рейс грузопассажирский – нигде это отдельно не указано, а турагенты такую информацию не предоставляют. Более того, они зачастую и сами не знают таких деталей.
Давайте разберемся что это такое и чем нам грозит участие в этой лотерее.
Грузопассажирские рейсы – изобретение авиакомпаний времен пандемии. Раньше такого не было, потому что не было в этом необходимости. Но когда Россия запретила международное регулярное авиасообщение, возникла проблема как же все-таки летать в случае необходимости – в частности, вывозить россиян, застрявших за границей или вылететь людям на лечение, работу. Идея пришла из-за рубежа, там давно существует понятие смешанных рейсов (когда перевозят и грузы и людей).
Но что это значит для нас, простых пассажиров-туристов? Хорошо это или плохо?
Грузопассажирские рейсы использовали в основном туроператоры для пакетных туров. Хотя билеты на такие рейсы можно было купить и самостоятельно.
Основная особенность состоит в том, что такие рейсы производятся в страны, с которыми авиасообщение еще не возобновили. Для осуществления такого рейса авиакомпания получает разовое разрешение от Росавиации и иностранных властей. Росавиация, в частности подтверждает такой рейс в день вылета. То есть, вы узнаете, будет у вас перелет или нет только в день отъезда в отпуск.
Законодательством России такие рейсы не регулируются, поскольку такого понятия вообще не существует. Грузопассажирский рейс могут отменить или перенести в любой момент. А ведь это очень рискованно, согласны?
В настоящий момент ситуация уже не так сложна и опасна, как например пару месяцев назад. Например, в мае-июне авиасообщение с Кипром еще не было восстановлено, но туры туда уже продавались и перелеты производились именно грузопассажирскими рейсами. Но никто открыто об этом не сообщал и люди покупали билеты.
Да, кому-то повезло, все перелеты прошли по расписанию и отпуск удался. Но есть и те, кому не повезло – рейс отменили, потому Росавиация не выдала разрешение.
Какие у нас риски? Стоимость авиабилета в случае отмены рейса авиакомпания должна вернуть, поскольку это считается вынужденным отказом от полета (пункт 227 правил воздушных перевозок). Но как быть с остальными затратами – на ПЦР, на отель и т.п.? Кроме того, отменить могут и обратный рейс, и тогда турист застрянет в чужой стране.
Сейчас Россия восстановила авиасообщение уже с достаточно большим числом стран (52 страны по данным с сайта Росавиации на дату публикации статьи), и с 9 августа добавятся еще три – Молдавия, Бахрейн, Доминикана.
А с кем не восстановлено авиасообщение и рейсы туда грузопассажирские? Это такие страны как Тайланд, Израиль, Польша, Румыния, Дания, Испания, Иран, Латвия, Нидерланды, Норвегия, Швеция, Словения. Информация о странах актуальна на дату публикации статьи и надеюсь что в скором времени это список уменьшится.
Как себя обезопасить и определить, что за рейс вам предлагают? Перед покупкой авиабилета или тура можно проверить возобновилось ли авиасообщение со страной и городом, куда вы планируете направиться. Сделать это можно на сайте Росавиации. Также можно уточнить тип рейса, позвонив на горячую линию авиакомпании.
Подписывайтесь на мой канал и благодарю за внимание!