Часть сорок восьмая
1930-1932 г.г.
Лошади и змеи
Рабочие-заключенные производили вырубку и корчевку кустарников и деревьев и впоследствии начали отсыпку насыпи полотна ж/д тачками вручную по уложенным для удобства доскам. Вид у нас был не лучше, чем у этих изнуренных трудом людей. По команде они начинали работу и по ней же садились отдыхать на перекур. Им приходилось выкорчевывать пни спиленных деревьев, подтыкая заострённый конец длинной ваги из тонкого бревна и наваливаясь на него животами, они весом своих тел, как рычагом сперва раскачивали, а потом и вытаскивали пень из земли.
Под большими пнями в норах под корнями жили змеи толщиной в руку и когда пень раскачивался и поднимался змеи с необыкновенной быстротой расползались в разные стороны. Люди от страха бросали вагу и с криками бежали прочь. Многие успевали убить пару змей. Их отвратительный, ничего хорошего не сулящий вид с разбитой головой, но ещё извивающимся телом вызывал у нас животный интерес и мы подолгу их рассматривали, переворачивая палками. Укус здешних змей был смертелен и врач находящийся по ту сторону хребта с вакциной часто не поспевал к ужаленному змеей человеку и он умирал.
На лошади вокруг отрога надо было проехать около 12 километров. У места разбивки полотна протекала небольшая речка, заросшая кустарником с очень чистой водой и песчаным дном. Мы находили в ней бочажки глубиной выше пояса и в солнечную тёплую погоду в сентябре купались. В этой небольшой речушке 5-6 метров шириной сновало много сравнительно крупной рыбы. Стаями они медленно проплывали около застывшего в позе купальщика, но стоило сделать небольшое движение рукой, как стаи рыб с всплесками уносились. Времени на ловлю рыбы у нас не было.
Мы работали от зари до зари и стремились как можно быстрее окончить работы и вернуться в Москву на учебу. Погода стоявшая здесь в сентябре и начале октября способствовала нашей работе на открытом воздухе - комаров и мошкары почти не было и мы не испытывали таких мучений, какие нам достались от них в тайге под Хабаровском в летние месяцы. Ближе к октябрю ночи становились все прохладнее, но с чердака в барак мы не ушли.
Днём было жарко и на работу ходили в летней одежде. Наш непосредственный начальник прораб Гусев в разговоре, узнав что из тайги мы к Хабаровску добирались верхом на лошадях и следовательно знаем, что такое уздечка, поручил однажды перевести лошадей от столовой, где мы обедали к месту нашего проживания. Мы с радостью согласились с его поручением. Лошади стояли в огороженном жердями месте. Уздечек не было и на каждого всадника приходилось по две три лошадки. Из полугнилых веревок, вместо уздечек мы изготовили так называемые обрати и взнуздав лошадей с опаской взобрались на них верхом без седел. Не зная дороги двинулись по указанному направлению вокруг острога по проселочной лесной дороге, крона деревьев над которой местами срослась, а местами просвечивалась яркими лучами утреннего солнца. По обеим сторонам была непроходимая чаща леса и высокие обрывистые сопки, сплошь заросшие деревьями.
Выбравшись на освещенную солнцем большую поляну с проходящей через её середину дорогой, наши лошадки начали прядать ушами и вести себя неспокойно. Впереди, недалёко от остановившейся лошади, лежали и грелись на солнце несколько больших змей, некоторые отползли в сторону, как бы уступая нам дорогу. Чувствуя и видя змей лошади отказывались слушаться и не шли вперёд! Понукания наши были тщетны. Сойти с лошади никому не хотелось, а ехать в обход дороги заросшей высокой травой до морды лошадиной, тоже было неудобно. Наконец первому всаднику удалось хлыстом заставить лошадь идти вперёд, Заржав и сделав дымки, она опрометью промчалась над лежащими греющимися змеями и её примеру последовали остальные. Не замедляя галопа обезумевшие животные мчались, дико озираясь все дальше и дальше к повороту, проскочив это дьявольское место. Наездники уже давно потеряли из рук поводья привязанных лошадей, которые мчались здесь же рядом. На самом повороте лошади чего-то испугались и та, на которой я проскакал галопом около 3 км вдруг взвилась свечой на дыбки и опустившись на передние ноги так взбрыкнула задними ногами , что я, сделав сальто в воздухе, стремительно вылетел с её спины и благополучно пятой точкой ударился о землю. Вскочив я ещё некоторое время пытался поймать какую-нибудь из оторвавшихся лошадей, но тщетно. Оказалось, что как по заказу лошади сбросили не только меня, но и ещё трёх всадников, пара из которых сильно ушиблись и сидя на дороге ждали помощи.
Перевязав кое как окровавленные и ушибленные места мы двинулись дальше. Наших лошадей и след простыл. Гнилые обрати ещё при галопе были перекушены зубами лошадей и мы держались за гривы, а после взбрыкивая задними ногами вываливались со спины лошадей, как куль соломы, проделывая сальто в воздухе. В течение нескольких дней лошади были выловлены и водворены обратно на работы. Без седла и уздечки на незнакомую тебе лошадь лучше не садится! Такой зарок я дал себе на будущее.
Продолжение следует...
Начало Воспоминаний моего деда можно прочитать здесь
Если Вам интересно было читать, пишите комменты и ставьте лайки!!! Буду рад видеть Вас на своем канале!!! 🎆