Ежегодное отключение горячей воды мы пережили, и теперь ждем, когда наконец включат отопление. Параллельно и то, и другое станет дороже. Этот круг бесконечен — разбираемся, почему, в материале РБК Трендов.
Что беспокоит россиян в ЖКХ?
По данным опроса ВЦИОМ в 2019 году качество жилищно-коммунальных услуг устраивало 60% россиян, на одну пятую больше, чем девять лет назад (тогда было 39%). Опрос при этом умалчивает о напряженном отношении к постоянно растущим цифрам в квитанциях, хотя это традиционно второй пункт в списке основных трат большинства россиян, он идет сразу после продуктов питания.
За 10 лет цены на ЖКХ выросли в 11 раз
В мировом рейтинге стоимости коммунальных услуг в 2019 году Россия заняла 53-ю позицию и «отстала» от лидеров списка — Германии, Словении и Австрии почти в три раза. Проблема в том, что при этом средний доход россиянина отличается от доходов немца, словенца и австрийца в пять, три и четыре раза соответственно.
К тому же плата за коммунальные услуги растет. С 2000 по 2010 год она выросла в 11 раз (при росте цен на энергоносители и воду всего в четыре раза), а за последние пять лет выросла еще на треть. Особенно это стало заметно на фоне замедления роста и спада в экономике — реальные доходы людей стали снижаться, а тарифы продолжили расти, будучи привязанными к инфляции и ценам на газ.
Долги за коммунальные составляют 1,5 трлн рублей
Итогом стал резкий рост долга за коммунальные услуги, который к 2020 году суммарно достиг 1,5 трлн руб., из которых более трети — долг граждан.
Подробный рассказ про астрономическую сумму, которую задолжали поставщикам почти 5% россиян, складывается из миллионов историй о людях и семьях, оказавшихся в сложных условиях без возможности из них вырваться. Должники в буквальном смысле уходят в глухую оборону — баррикадируя двери и не впуская судебных приставов, они пишут письма с просьбами президенту страны и наблюдают за тем, как банки списывают с них до 50% пенсий или социальных выплат, порой их единственных доходов.
В августе 2020 года на фоне ухудшения экономики Минстрой предложил правительству расширить список льготных категорий, которым государство бы помогало оплачивать часть услуг, однако Минфин категорически отверг такую возможность.
ФАС не смогла остановить рост тарифов
В 2019 году взять под контроль рост тарифов попробовала Федеральная антимонопольная служба — ее руководитель тогда заявил, что россияне уже давно переплачивают за коммунальные услуги почти двукратно, а причиной повышения цен является желание компаний обновлять свою инфрастуктуру за счет собранных денег. Можно сказать, что усиление контроля сработало — рост тарифов замедлился, перейдя в режим индивидуального согласования с федеральным правительством. Это тоже пример того, как решение вопросов в сфере коммунального хозяйства переходит из экономической плоскости в политическую.
Почему растут цены на ЖКХ
Почему же тарифы на услуги ЖКХ постоянно растут? Эксперты уверяют, что причин несколько:
- Инфляция
- Рост цен на энергоносители
- Увеличение расходов на ремонт ветшающей инфраструктуры.
Но кроме них есть и менее заметные и менее прозрачные факторы — обслуживание банковских займов компаний-поставщиков и содержание профсоюзов работников отрасли.
Как меняются цены на ЖКХ в разных регионах России
Недавно проведенный анализ показал, что в России ярко выражено неравенство между регионами в вопросах тарифов на коммунальные услуги и доли оплаты этих услуг от общего дохода:
- Так, среднестатистическая российская семья тратит на них около 4,8 тысячи рублей в месяц, при этом жители 47 субъектов отдают на эти цели более 10% от своих доходов
- В Курганской области и Тыве платят менее 2,6 тыс. руб. в месяц (это менее 7,5% от местного среднего семейного дохода), а в Магаданской области, Коми и на Чукотке платят больше 7,5 тыс. руб., в районе 13% процентов дохода.
- Лидер по размеру платы за коммунальные услуги — Камчатка, средняя семья здесь платит за услуги ЖКХ более 9 тыс. руб. в месяц.
Причин для подобного неравенства много, их можно разделить на естественные — вроде климатических и географических условий — и политические, играющие иногда не менее важную роль. К политическим можно отнести, например, готовность государства оплачивать долги граждан, чтобы повысить лояльность перед выборами.
Регионы просят списать долги
В 2019 году по стране прокатилась волна просьб регионов о списании долгов за коммунальные услуги.
Тренд задала Чеченская республика: долг ее жителей за газ в размере 9 млрд руб. предлагалось признать «безнадежным к взысканию». Всего за месяц с аналогичными просьбами выступили еще 29 регионов страны.
Упускать возможность облегчить хотя бы часть долговой нагрузки не хотел никто. Тем более, что с 2015 года долг за коммунальные услуги увеличился более чем в пять раз, со 136 до 750 млрд руб. (около 1,5% ВВП). Развивавшаяся четыре месяца ситуация разрешилась с отменой изначального постановления в Чеченской республике — долг списан не был.
Как обстоят дела в других странах
История с долгами в России не уникальная.
Яркие примеры — Украина, где долг по ЖКХ составляет еще больший процент от ВВП, Прибалтика, где после вступления в Евросоюз резко подскочили тарифы и должником является чуть ли не каждый 10-й житель, и даже США.
В Америке в результате лавинообразного роста безработицы в начале сентября 2020 года под угрозой расторжения договоров энергоснабжения находились до 10% домохозяйств, а это около 34,5 млн человек в 14 штатах. Компании-поставщики планируют отключать электричество, чтобы сократить свои убытки, однако Конгресс намерен ввести мораторий на отключение. К чему приведет ситуация в долгосрочной перспективе — сказать сложно.
Частный бизнес спасет сферу ЖКХ
Еще в 2010 году тогдашний Министр регионального развития Виктор Басаргин назвал причиной постоянного роста услуг ЖКХ «непоследовательность проведения реформ в жилищно-коммунальной сфере», и с тех пор в России были разработаны несколько стратегий для развития отрасли.
Самая актуальная из них, смотрящая на перспективу до 2035 года, подготовлена Минстроем РФ и сейчас активно обсуждается на разных уровнях власти.
Стратегия предполагает повышение качества жилищных и коммунальных услуг по всем фронтам — энергоэффективность, синхронизацию развития территорий со схемами снабжения коммунальными ресурсами и градостроительной политикой, переход к управлению по фактическому состоянию, внедрение типовых решений для малых населенных пунктов и частных домов.
Много впечатляющих и оптимистичных планов, но главный нерешенный до конца вопрос — сколько нужно денег и где их взять? Очевидный ответ — у частного бизнеса.
Проблемы бизнеса в сфере ЖКХ
Сильно ограничена планка входа на рынке поставщиков услуг. Для небольших компаний заблокирован механизм модернизации — взять деньги на нее можно было бы, повысив тарифы, но региональные власти и ФАС могут повышение заблокировать или даже за него наказать. Поэтому для работы требуется или готовность инвестировать серьезные средства на старте и работать эффективно, или терять часть прибыли, используя старое оборудование и технологии.
Яркий образ для таких ситуаций подобрал глава набсовета «Сообщества потребителей энергии» Александр Старченко: «Это цементирование существующего технологического отставания российской энергетики от всего мира. Ближайшие 20 лет мы будем обречены использовать старые неэффективные технологии… вот у нас много паровозов, поэтому давайте мы будем модернизировать свою систему путем их ремонта. Паровозы уже больше нигде не используются, но мы будем их ремонтировать».
Управляющим компаниям проще выйти на рынок
На рынке управляющих компаний перспективы шире.
Во-первых, многие частные девелоперы в последние годы развивают свой управляющий бизнес, видя в нем более долгосрочный и устойчивый источник дохода.
Во-вторых, стремительное развитие технологий открывает возможность независимым компаниям успешней конкурировать с традиционными государственными бюджетными организациями.
Самое яркое явление — компания «Лига ЖКХ» Ильи Сотонина. Работая одновременно в двух направлениях — управление многоквартирными домами и внедрение облачных сервисов для жителей и управляющих компаний — фирма из Екатеринбурга стала агентом инноваций, показывающим возможность изменений не на картинках, а на практике.
«Когда управляющая компания связана с застройщиком, она может три-пять лет закрывать глаза на изначальные дефекты в инженерных конструкциях и конструктиве, обслуживание работает плохо. Когда жители потом захотят поменять управляющую компанию, окажется, что они должны платить за приведение коммуникаций в нормальный вид. У нас сейчас судов на 20-30 млн — пытаемся заставить компании выполнять их работу», — говорит Сотонин.
Реновация не поможет
С 2018 года Россия живет в логике развития с упором на новые национальные проекты (2019-24 годы). Цель их — экономический и технологический прорыв. Но нашлось ли место для коммунальной сферы в этом заряженном на успех плане? Проблемы отражены в некоторых проектах, например в «Экологии» и «Жилье и городской среде».
Однако фокуса на проблемах ЖКХ в нацпроектах нет. Возможно, проблемы собираются решать сносом старых домов и строительством на их месте новых, как уже делают в Москве. Главный плюс этого подхода — он позволяет разобраться с проблемой устаревших сетей и вместе с домами обновить и всю локальную инфраструктуру ЖКХ. А это в перспективе — снижение объема регулярного обслуживания и ежегодного ремонта ветхих сетей.
Однако реновация — это долгий и дорогой процесс, для осуществления которого властям нужно кооперироваться с застройщиками. Помимо этого, реновация генерирует миллионы тонн строительных отходов, которые необходимо где-то утилизировать — а это новые свалки, а значит и новые конфликты.
Капитальный ремонт — альтернатива реновации
Альтернативой может быть серьезный капитальный ремонт. Он сейчас осуществляется на средства специальных фондов, которые формируются за счет сборов с владельцев квартир.
Фонды бывают двух типов — для всех домов региона, или отдельные под каждый дом. Общие региональные деньги выделяются на самые старые дома в порядке очередности, а дома в связке со специальными фондами могут организовать ремонт самостоятельно. Главная проблема здесь в том, живущие в относительно «свежих» домах люди на серьезный ремонт с повышением энергоэффективности рассчитывать не могут — при работе с общими фондами им нужно десятилетиями ждать очереди, а при работе со специальными фондами также ждать накопления определенной суммы.
Капитальный ремонт в кредит
Эту ситуацию можно было бы изменить введением механизма капитального ремонта в кредит — договорившись между собой, жители могли бы оформить коллективный целевой займ на производство ремонта. Ежемесячные взносы продолжали бы собираться, но шли бы уже не в «общий котел» для оплаты кого-то сейчас и себя попозже, а в счет погашения кредита.
Самое привлекательное здесь то, что это выгодно: если ремонт включает повышение энергоэффективности здания, то в холодное время года происходит экономия как минимум электричества и тепла. Так в одном из домов Барнаула в январе 2019 года был сделан энергоэффективный капремонт. Например, в квартире площадью 50 кв. м, несмотря на рост тарифа, жильцы уже в марте смогли сэкономить на отоплении 36% месячной платы.
Однако, эта простая схема так и остается непопулярной среди многоквартирников. Более того — с каждым годом растет число людей, которые никогда не слышали о возможности сделать такой ремонт при поддержке государства.
Энергоэффективность зданий в России
По словам архитектора Анны Будниковой, парадокс в том, что обеспечить энергоэффективность многоквартирного или общественного здания проще и дешевле, чем индивидуального жилого дома.
Чем больше само здание, тем дешевле комплекс энергоэффективных мероприятий. Два базовых мероприятия — утепление оболочки здания без тепловых мостов и система вентиляции с рекуперацией тепла могут обеспечить экономию на отоплении как минимум в два раза. В России имеет место быть и энергоэффективный дом с энергопотреблением около 25 кВт·ч/кв. м в год, что в пять раз меньше обычного.
Что будет дальше
Данные ВЦИОМ подтверждают, что самые активные действия в сфере ЖКХ россияне предпринимают именно с целью экономии — более 80% устанавливали энергосберегающие лампы или счетчики воды. Другими словами, механизмы экономии будут популярны и облегчат жизнь россиян, особенно на фоне смены поколений — дело за расширением набора решений и упрощением их использования. Помочь в этом могут активное просвещение и выход на рынок большого числа эффективных частных компаний. Однако, тяжесть накопленных долгов и колоссальное неравенство между регионами еще долго будут оставаться большой проблемой для государства — быстрых решений здесь просто не существует.
Читайте также:
Рассказываем, как будет выглядеть дом будущего
Как вычислить скрытую камеру на съемной квартире
Умный дом: стоит ли переплачивать?