Выпуском знаков почтовой оплаты занимается специальное предприятие – АО «Марка», где работает почти 300 человек и которое имеет на этом 1,3 миллиарда рублей выручки в год. Сами марки выпускаются по сложной технологии, которая защищает их подлинность едва ли не лучше, чем защищены бумажные рубли. Но на дворе уже давно XXI век, и пользоваться марками необязательно.
Почтовая марка – это не только объект для коллекционирования, но и способ оплаты почтовых отправлений. Раньше стоимость пересылки писем, открыток и бандеролей оплачивалась исключительно марками – их подделывать слишком сложно, а потому невыгодно (ведь сама марка стоит не так много).
И сейчас в России есть целое предприятие, которое единственное в стране имеет право выпускать почтовые марки. Оно так и называется, АО «Марка», и у него даже есть свой интернет-магазин, где можно купить в основном марки. Удивительно, но даже там их продают исключительно по номиналу – то есть, марку на 27 рублей продают ровно за 27 рублей.
Раньше, чтобы отправить какое-то тяжелое или просто большое письмо (или чтобы отправить его как заказное), нужно было рассчитать стоимость отправки и наклеить нужное количество марок. Почтовый работник гасит эти марки – проставляя на каждой марке отметку штампом, и это означало, марка выполнила свою функцию (штамп мог быть с датой, а мог быть просто выполнен в виде волнистых линий).
Но сейчас «Почта России» заметно упростила процедуру. Бумажное письмо в конверте, если кто-то их еще отправляет, можно отправить в уже «промаркированном» конверте, на нем пропечатана определенная литера. Наличие такой литеры означает, что покупатель конверта уже оплатил услугу пересылки вместе с конвертом. Литеры могут быть трех видов:
- A – если на конверте есть такая литера, то в нем можно отправить простое письмо весом до 20 граммов по России;
- D – с такой литерой можно отправить заказное письмо по России весом до 20 граммов;
- B – такая литера проставляется на открытки, отправка которых по России уже оплачена.
Если же письмо весит больше, то нужно наклеить на конверт дополнительные марки. Номинал таких марок определяется по тарифам «Почты России». Сейчас за каждые дополнительные 20 граммов простого или заказного письма нужно доплатить 3,6 рубля – соответственно, чтобы отправить заказное письмо весом в 100 граммов, можно купить конверт с литерой D (в него включена услуга стоимостью 67,2 рубля), и наклеить на него марок на 14,4 рубля (скорее всего, ровного номинала не найдется, поэтому доплата будет чуть больше). Еще на почте возьмут около 10 рублей за наклеивание марки на конверт.
А не так давно «Почта России» придумала действительно инновационную вещь – некоторым юридическим лицам разрешили заменить марку или литеру на QR-код, который подтверждает оплату почтовой услуги. Компания просто покупает у почты нужное количество электронных марок (в виде кодов), а затем либо клеит напечатанный код на конверт, либо печатает его прямо на конверте. Увы, для частных клиентов такая услуга пока недоступна.
Государственные органы уже давно пользуются франкировальными машинами – те проставляют на конверте специальный штамп, подтверждающий оплату почтовых услуг (обычно это определенный номер). Все такие машины подключены к единой системе «Почты России», поэтому на почте заранее знают, что та или иная организация отправляет кому-то предоплаченное бумажное письмо.
Кстати, из России можно отправить международную посылку без марок и оплаты. Это касается относительно новой услуги быстрого возврата на AliExpress – достаточно предъявить специальный код из приложения на почте, и посылку примут к отправлению.