Этот вопрос звучит настолько часто, что уже неговорящие дети в 2 года являются нормой. И да - нормы развития речи действительно сдвинулись из-за влияния современного образа жизни на развитие речи.
Посмотрите вокруг - есть ли где-то мама, гуляющая без телефона? Что говорить о всех? Я сама - логопед и нейропсихолог достаточно часто достаю телефон, чтобы сделать очередное фото или ответить на сообщение (да, есть отмазка - я куратор курса по нейропсихологии).
Но на самом деле причин позднего появления первых слов сейчас намного больше, чем это было ранее.
И это не только гаджеты. Это и питание, и вода, и воздух (вряд ли многие живут в районе гор), и малоподвижный образ жизни, а если быть точнее - мы двигаемся совсем не так, как это делали наши предки.
Еще одна причина - мы упрощаем себе жизнь памперсами и колясками!
Про причины еще напишу отдельную статью, а сейчас:
Как помочь ребенку заговорить?
1 - говорите с ребенком доступным языком - простыми словами. А кроме этого развивайте все этапы появления речи (гуление с 2 месяцев - агукайте вместе с ним, лепет с 5-6 месяцев - повторяйте слоги вместе с ним, и первые слова - говорите и называйте то, что ребенок показывает)
2 - двигайтесь и следите за нормами развития физического. Оно совпадает с развитием речевым! Держит голову - гулит, сидит и ползает - лепечет, ходит - говорит.
3 - подключайте ритм. Купите часы с маятником, играйте в ритмичные игры (у меня их много на канале ЮТУБ)
вот одна из них для запуска речи:
4 - развивайте понимание и слух неречевой (есть звуковое лото для этого, например вот это). Речевой, конечно тоже!!!
5 - развивайте артикуляционный аппарат - пусть ребенок есть твердую разнообразную пищу, пьет из трубочки и чистит зубы. Делайте гимнастику вместе с Телелогопедом
6 - создавайте ситуации в которых ребенок захочет вам что-то сказать - предоставляйте выбор: "Ты будешь кашу или суп"
7 - исключите гиперопеку. Иногда можно показать, что вы не понимаете ребенка, чтобы он скорее начал использовать речь.
8 - поскольку речь усваивается по подражанию - играйте в игры, где ребенок будет за вами подражать и поощряйте эти попытки! Сначала вашим движениям и действиям, а потом и речи.
9 - будьте эмоциональны! Только эмоции помогают начинать говорить такие слова как "ОЙ", "АЙ", "ОГО", "БАХ" и т.п - и это уже тоже слова!
10 - поддерживайте интересы ребенка и радуйтесь любому ответу на ваше обращение. Сначала это взгляд и улыбка, после первые звуки "агу", после первые слоги "мамамама", а потом первые слова "да" и кивание головой.
Речь - это один из способов коммуникации. И очень важно, чтобы ребенок понял необходимость и выгоду в том, чтобы начать использовать её.
Если же все равно есть трудности, а они могут быть - обращайтесь за помощью к специалистам! Это невролог, логопед, нейропсихолог для точной диагностики и построения маршрута коррекции.
Поделитесь - все ли пункты соблюдаете? С какими бывают трудности?