Посмотрел фильм «Три лица Евы» 1957 года о женщине с раздвоением личности, основанный на реальных событиях. По сюжету в забитой и безвольной героине, живущей с мужем и маленькой дочерью, в 25 лет просыпается вторая личность. Новая Ева презирает мужа, не любит ребенка, ведет разгульный образ жизни.
В течение двух лет наблюдения у психиатра в героине просыпается третья личность, лишенная недостатков первых двух, но при этом не помнящая прошлой жизни. Еще через два года совместного существования трех личностей врач докопался до травмирующего опыта, испытанного героиней в 6-летнем возрасте, который и привел к образованию альтернативных очагов сознания.
После этого первые две личности «умерли», а осталась только третья, успевшая к тому времени обзавестись любимым человеком. В конце вылечившаяся героиня вспоминает все свое прошлое, забирает ребенка у бывшего мужа первой личности и выходит замуж – хэппи-энд.
То есть была реальная личность или сущность, которая создавала суррогаты личности, чтобы пережить травмирующий опыт. Грубо говоря, сущности было комфортнее не жить самой, а отдать бытие этим суррогатам, лишь бы не сталкиваться с прошлыми травмами и новыми жизненными трудностями. Но в какой-то момент она, видимо, захотела жить.
Для возвращения себе жизни истинная личность актуализировала 2-ой суррогат (ведь кто еще, кроме сущности, может осуществлять переключения между созданными ею очагами сознания). После чего сущность появилась сама, начала существовать параллельно с суррогатами, подавляя их. А потом подсказала врачу, где кроется источник болезни. Врач помог истинной личности принять и пережить травму. Таким образом, в необходимых ранее обезболивающих в виде суррогатов личности пропала необходимость.
Но тут возникает несколько вопросов:
1) Если такое расщепление длилось с 6 лет, то сущность формировалась и взрослела параллельно с жизнью первой личности, не проявляясь? Ведь, появившись в 25-летнем возрасте, третья личность была взрослой сформированной женщиной без признаков инфантилизма.
2) Что могло заставить сущность начать преодолевать этот летаргический сон, начавшийся так рано и длившийся так долго?
3) Откуда у сущности взялось мужество встретиться с травмой, ради забвения которой она когда-то отказалась от жизни?
В этой связи вспоминается фундаментальный философский спор о том, является ли человек при рождении Tabula rasa (чистым листом), а личность на 100% строится на опыте или уже при рождении в человеке есть то, что религиозные люди называют искрой божьей, а Карл Маркс называл родовой сущностью (взяв этот термин у Фейербаха). Кстати, основной задачей коммунистического общества по Марксу является преодоление отчуждения человека от этой родовой сущности.
Какие письмена мог написать опыт на «чистом листе» по имени Ева к шести годам, заложив в него такой колоссальный потенциал и жажду жизни? А если предположить, что родовой сущности нет, то создавший эти обезболивающие в виде суррогатных личностей социальный опыт и развивавший их 20 лет, не начал бы вдруг вести с ними борьбу. Ведь они благополучно выполняли свое предназначение и должны были с каждым годом только укрепляться.
Понятно, что в этом человеке было что-то изначально, что восприняло отказ от жизни, как свое поражение. И, не смирившись с этим поражением, нашло в себе силы дать бой своей слабости и победить.
Автор фильма не говорит о том, что именно помогло героине одержать победу. Возможно, это любовь к ребенку. Одно понятно точно, на такие подвиги люди не идут ради себя. Ради себя можно только нагромоздить тех или иных суррогатов и тонуть в этом болоте, но нельзя сражаться с ними и побеждать.