Найти тему

С самой современной моделью Airbus творится что-то не то. Или это арабы строят козни европейцам?

Генеральный директор Airbus Фабрис Брежье и генеральный директор Qatar Airways Акбар аль-Бакер на одной из совместных пресс-конференций
Генеральный директор Airbus Фабрис Брежье и генеральный директор Qatar Airways Акбар аль-Бакер на одной из совместных пресс-конференций

Прилетела новость, которую все авиационные сайты пометили как breaking – то есть как очень важную. Компания Qatar Airways официально объявила, что временно выводит из эксплуатации 12 самолетов Airbus A350.

Казалось бы, такая информация не особо тянет на шок-контент. Ведь всего у катарцев имеется больше 50-ти машин этой модели. Но сразу несколько моментов делают эту новость весьма значимой.

Во-первых, любой самолет зарабатывает деньги только в полете, и «приземление» десятка широкофюзеляжников – само по себе не шутка даже для весьма крупного перевозчика. Во-вторых, речь явно о каком-то серийном дефекте – что светит неприятностями уже компании-производителю. В-третьих, эта история происходит с самой современной моделью Airbus – напомним, А350 ввели в эксплуатацию всего 6 лет назад. К тому же, именно Qatar Airways стала первым покупателем этой модели и осуществила первый коммерческий полет. И вот такой конфуз.

Самый первый переданный катарцам A350 был не полностью перекрашен в фирменные цвета компании и некоторое время летал в комбинированной расцветке
Самый первый переданный катарцам A350 был не полностью перекрашен в фирменные цвета компании и некоторое время летал в комбинированной расцветке

Но что же, собственно, происходит? Все началось осенью прошлого года. Один из самолетов, которому тогда было 4 года от роду, отправили в Ирландию для перекраски в спецрасцветку (посвященную чемпионату мира по футболу, который состоится в Катаре в следующем году). Однако новую «ливрею» лайнер так и не примерил: вместо этого самолет улетел в Тулузу, где находится штаб-квартира Airbus – и где проблемная машина находится до сих пор.

По слухам, после снятия краски на поверхности фюзеляжа А350 были обнаружены трещины. Уважаемые источники утверждают, что было найдено "множество" проблемных зон. Airbus тем временем официально заявил, что речь идет о незначительном косметическом дефекте.

Само собой, речь не идет о трещинах, из-за которых самолет норовит развалиться надвое - в этом случае на приколе уже стояли бы все до единого "триста пятидесятые". И все же, в косметический характер проблем можно было поверить в январе – но не слишком охотно верится сейчас. Ведь недокрашеный самолет проторчал в Тулузе уже больше полугода. К тому же, за эти шесть месяцев информацией о характере проблем официально поделился и сам перевозчик. «Состояние поверхности под слоем краски ухудшается в ускоренном темпе», – можно было прочитать в сделанном Qatar Airways заявлении.

Напомним, что А350 - первая модель Airbus, у которой и крылья, и фюзеляж изготовлены главным образом из композитных материалов.

-3

Взгляды катарцев и Airbus на сложившуюся ситуацию, похоже, заметно отличаются. Летом босс ближневосточной компании Акбар аль-Бакер пошел в серьезную, по корпоративным меркам, атаку на европейского авиапроизводителя. Он заявил, что Airbus игнорирует серьезность возникших проблем и то ли умышленно тянет время, то ли просто пустил дело на самотек. В случае с Airbus «самотек» обычно означает бюрократическую волокиту, которая по беспощадности и бессмысленности мало чем отличается от русского бунта.

Помимо обвинений аль-Бакер озвучил и кое-какие угрозы – пообещал до решения проблемы приостановить прием на баланс уже заказанных А350. А с ним – и перевод на счета Airbus выплат за эти самолеты. Источники утверждают, что в этом году компания должна была получить 4 новых экземпляра, а в следующие четыре года – еще около двух десятков. Оценить реальность угрозы сложно: даже если бы у нас на руках вдруг оказались тексты нужных контрактов – попробуй в них еще разберись. Однако Airbus явно не нужны проблемы со столь ценным клиентом и связанный с ними негативный пиар.

Официально о ситуации с получением новых бортов пока ничего не сообщалось (хотя две машины должны были быть переданы перевозчику в июне). Таким образом, нынешнее приземление дюжины А350 - первое точно подтвержденное действие катарцев в связи с возникшей проблемой. При этом компания заявляет, что остановила эксплуатацию не по своей инициативе, а по требованию авиационных властей Катара.

-4

Аль-Бакер известен как весьма жесткий менеджер – и у кого-то уже наверняка сложилась в голове теория заговора: мол, катарцы устроили истерику, пытаясь шантажировать Airbus и обеспечить себе хорошие условия при заключении новой сделки. Ведь никто, кроме Qatar Airways, о каких-либо проблемах с поверхностью фюзеляжа А350 пока не заявлял. К примеру, зимой в той же Тулузе принадлежащий Lufthansa лайнер (кстати, тоже 4 лет от роду) был перекрашен в новую расцветку – после чего летает как ни в чем не бывало то в Нью-Йорк, то в Бостон, то в Лос-Анджелес. Опять же, в условиях пандемии поди разберись, из-за чего именно поставили на прикол десяток самолетов – из-за проблем с фюзеляжем или из-за нехватки пассажиров.

Но, во-первых, Qatar не стал отменять рейсы, на которых работали проблемные самолеты – на них задействованы уже выведенные было из эксплуатации, но недавно возвращенные в строй А330. Эти самолеты гораздо старше А350, а значит – дороже в эксплуатации. И использование их вместо более современных машин обернется для авиакомпании только потерями. Да и опять же – самолет с номером A7-ALL до сих пор находится в Тулузе явно не с целью подать заявку на политическое убежище во Франции.

Так или иначе, история обещает быть интересной – как и любая, в связи с которой господин аль-Бакер решил сделать резкие заявления. Вопрос только в том, останется ли конфликт двусторонним – или в него будут вовлечены и другие компании, летающие на А350. 6 таких лайнеров, к примеру, сейчас есть у «Аэрофлота». Правда, самый старый из них ввели в эксплуатацию в марте прошлого года – а самому молодому из самолетов, которые приземлила Qatar Airways, уже исполнилось три года.

-5