В истории перевооружения армий мира на малоимпульсный патрон, начало которой принято брать от 1962 года (принятие на вооружение армии США М16), история бельгийской винтовки FN CAL - не самая длинная и тем более не самая удачная. Собственно, даже само столь неблагозвучное для русского уха название появилось у нее "по желанию левой пятки" создателей - поскольку аббревиатура FAL (Fusil Automatique Léger, "легкая автоматическая винтовка") была уже занята, то новый проект записали в карабины (Carabine Automatique Légère), несмотря на то, что длина ствола в калибрах у него была даже больше (84 калибра у CAL против 70 калибров у FAL в ее самом длинноствольном варианте).
Уже "имея на руках" отлаженную и хорошо продававшуюся FAL (хотя в песке она работала сильно "так себе" - не зря закупавший ее Израиль в то время предпочел дуэт "Галиль" (читай - доработанный финнами АК) плюс "Узи"), бельгийцы не могли не опираться на отработанную конструкцию. Хотя бы внешне, поскольку прямой "перелицовкой" FAL под другой патрон новая винтовка не должна была стать - в техзадании прямо указывалось, что для снижения себестоимости в винтовке нужно максимально широко использовать литье и штамповку вместо операций точной мехобработки.
Кроме того, с патроном 5,56 мм не смогла "подружиться" и автоматика FAL: затвор, запиравшийся перекосом, хорошо работал с винтовочным патроном, обеспечивавшим пологую кривую давления при горении пороха, но с резким и коротким пиком давления малоимпульсного патрона конструкцию отладить не получилось - поэтому конструкторы перешли к использованию поворотной личинки затвора. Правда, со скошенными, а не прямыми боевыми упорами - что заложило проблемы изначально. Автор не может не съехидничать - "косые" боевые упоры невольно заставляют вспомнить винтовку Росса, а ту уж никак не назвать было эталоном надежности или хотя бы безопасности для стрелка.
Ударно-спусковой механизм получил, помимо автоматического режима огня и режима одиночных выстрелов также возможность стрельбы очередями с отсечкой на три выстрела, причем с "самосбрасывающейся" трещоткой: если стрелок в этой очереди умудрялся отсечь один или два выстрела, при отпускании спускового крючка трещотка устанавливалась в начальное положение, позволяя в следующей очереди снова отсчитать три выстрела. Впрочем, недостаточная надежность механизма впоследствии заставила производителя отказаться от трещотки. Газовый поршень с затворной рамой соединили с помощью рукоятки перезаряжания, выведенной вправо-вверх под углом, а возвратную пружину разместили на самом газовом поршне (что, кстати, при длительном использовании автоматического огня сильно снижало ее ресурс). К изначально фиксированному прикладу винтовки, вышедшей в 1966 году, вскоре добавился и складной.
Магазины винтовка использовала собственного формата, что вскоре ей аукнулось в том числе, ибо НАТО спустя несколько лет за стандарт приняло американский тип (поздние винтовки пришлось переделывать под STANAG). Впрочем, проблем у винтовки хватало и без этого - она, будучи специально задуманной дешевой в производстве, на самом деле умудрялась превосходить по цене конкурентов на армейских конкурсах, одинаково не любила жару и холод, боялась пыли и была неудобной в обслуживании. В результате, провалив сначала армейский конкурс во Франции, и в других странах Европы она ко двору не пришлась.
Поэтому "сбагривать" бельгийцам свое изделие пришлось в страны третьего мира, причем таким образом, что до сих пор стоит путаница даже с датой конца выпуска и общим количеством выпущенных винтовок (по разным источникам - от 5 до 30 тысяч, большинство сходятся на 10-12 тысячах). Однозначно можно утверждать о поставках в Ливан, Габон, Мексику. Однако винтовка встречается, например, и на фотографиях из Бирмы, где ей вооружалась Каренская национально-освободительная армия - очевидно, "официальные" покупатели винтовки вскоре начинали от нее избавляться, сплавляя кому угодно.
Сами же бельгийцы решили в качестве "работы над ошибками" не доводить неудачную винтовку, а на ее основе создавать новую - и пришедший на смену FN CAL автомат FN FNC таки действительно стал удачнее, выпускаясь с 1979 года по наши дни (и тут автор снова съехидничает - ну да, затворная группа и газовый двигатель же стали еще "калашниковообразнее").