Война началась для Красной армии вовсе не так, как планировалось, поэтому огромное количество и складов с вооружением, боеприпасами, снаряжением, и оставленной без горючего техники досталось врагу. Страшные цифры: через три месяца войны немцы получили более 14 тысяч наших танков. Интересовали прежде всего Т-34, их снабжали командирской башенкой, при необходимости ремонтировали (это делали на заводе в Риге). Даже на Курской дуге воевали несколько рот наших танков, разрисованных крестами, а всего использовали более 300.
Не всё просто с героическими «катюшами». Традиционно рассказывают, как Гитлер обещал лично вручить Рыцарский крест с мечами, бантами и, кажется, с бубенчиками за захваченную установку, но наши герои…
Героев было много, но натиск врага был столь силён, что уже 19 сентября под Вязьмой несколько «катюш» были захвачены. Почему немцы их не производили? Армия была полностью довольна орудиями, огромная насыщенность ствольной артиллерией (французские, чешские и собственные пушки и тягачи) позволяла наносить точные удары, в то время как «катюши» всё же действовали по площадям.
Ценили немцы и наше стрелковое оружие: к июню 41 года в СССР были приняты на вооружение три типа автоматических самозарядных винтовок, всего около полутора миллионов штук. Отличное оружие, а СВТ – «Светка» – просто гениальное, но… Наша пехота охотно бросала СВТ при первой возможности, подбирая Мосинку – самозарядка требовала бережного ухода, регулирования, а привычную трёхлинейку можно было вывалять в песке, но она стреляла! Для деревенского парня (а их в армии было большинство) с четырьмя классами школы простое оружие было лучше всего. А вот морская пехота и десантники охотно и умело пользовались самозарядками.
Винтовка «Светка» была очень популярна у немцев, как и ППШ, ими с большим удовольствием вооружались немецкие разведчики, да и простая пехота тоже. Это ведь только в кино немцы все до одного идут в бой, поливая от пуза из автоматов.
Но всё же самым ценным после провала «молниеносной войны» стала тёплая одежда. Русская зима не шутила. В городах и сёлах жителей раздевали прямо на улицах, ценились валенки, фуфайки, тёплые платки, тулуп был вершиной везения мародёра.
Пользовались ли наши солдаты немецкой техникой? Писатель В.В. Карпов, Герой Советского Союза, фронтовой разведчик, участник 78 захватов языка, вспоминал, что начальство с неодобрением относилось к тому, что разведчики уходили в поиск с немецкими автоматами, но терпело, а вот обычной пехоте просто запрещалось вооружаться трофеями под лозунгом «Советское всегда лучшее!» Возражающих приглашал для беседы особист: «Восхваляете технику врага?»
Очень ценили бойцы немецкие кинжалы – нашим штыком банку консервов не откроешь. Открытием стали наборы немецких солдат – ложка, соединённая с вилкой (нашим вилка не полагалась).
Наши в большинстве своём из деревни, поэтому взятые в немецких блиндажах шоколад, конфеты, консервы (с ключиком, как сардины) вызывали радостный подъём.
Но для подарка командиру больше всего ценился бинокль – отличное качество немецкой оптики превращало «Цейс» в желанный трофей, но больше всего солдаты радовались часам – они были даже не у каждого нашего командира (Ванька-взводный был тем же деревенским или поселковым парнем, что и рядовой), а уж если часы попадали в руки обычного пехотинца – это было невероятное везение.
А вот табак немецкий не любили – солдаты, доставая кисет с махоркой, упорно рассказывали, что в свои сигареты немцы крошат пропитанные никотином сухие листья капусты.
А в целом наши дедушки повторяли древний боевой лозунг: «Что в бою взято – то свято!»