Найти в Дзене
Black Maria Кино 🎬

Урок режиссуры от Мартина Скорсезе: технические основы магии кино

В рамках документального проекта "История американского кино от Мартина Скорсезе"1995 г. Мартин Скорсезе рассказал о режиссерской деятельности и о том, как она соотносится с кинотехникой и кинотехнологиями. Кино базируется на технологических изобретениях. Именно стремительное развитие технологии позволило Голливуду опередить другие страны в развитии киноискусства. "Рождение нации", снятое в 1915 г. Д.У. Гриффитом ознаменовало совершеннолетие кино как полноправного вида искусства, а не как части театрального творчества. Визуальные приемы, позволявшие создавать композицию, выделять крупные планы, использовать наплывы, снимать в движении, панорамировать и пр. - все это позволяло создавать уникальную иллюзию реальности. Операторское искусство, киномонтаж, развитие пленочных технологий, увеличение киноэкранов, использование цвета, звука и спецэффектов превратили кино в зрелище. "Нетерпимость" 1916 г. Д.У. Гриффита и "Десять заповедей" 1923 г. С.Б. ДеМилля покоряли зрителей своими гигантски

В рамках документального проекта "История американского кино от Мартина Скорсезе"1995 г. Мартин Скорсезе рассказал о режиссерской деятельности и о том, как она соотносится с кинотехникой и кинотехнологиями.

Кино базируется на технологических изобретениях. Именно стремительное развитие технологии позволило Голливуду опередить другие страны в развитии киноискусства.

Кадр из фильма "Рождение нации", 1915 г.
Кадр из фильма "Рождение нации", 1915 г.

"Рождение нации", снятое в 1915 г. Д.У. Гриффитом ознаменовало совершеннолетие кино как полноправного вида искусства, а не как части театрального творчества. Визуальные приемы, позволявшие создавать композицию, выделять крупные планы, использовать наплывы, снимать в движении, панорамировать и пр. - все это позволяло создавать уникальную иллюзию реальности.

Операторское искусство, киномонтаж, развитие пленочных технологий, увеличение киноэкранов, использование цвета, звука и спецэффектов превратили кино в зрелище.

Кадр из фильма "Нетерпимость", 1916 г.
Кадр из фильма "Нетерпимость", 1916 г.

"Нетерпимость" 1916 г. Д.У. Гриффита и "Десять заповедей" 1923 г. С.Б. ДеМилля покоряли зрителей своими гигантскими декорациями, масштабными съемками и историческими сюжетами, в центре которых оказывались жизни обычных людей.

Кадр из фильма "Седьмое небо", 1927 г.
Кадр из фильма "Седьмое небо", 1927 г.

Ф.В. Мурнау в "Восход солнца" 1927 г. и вовсе сосредоточил свое внимание на визуальных образах, которые должны были отражать чувства и мысли героев, а не на развитии рассказываемой истории. "Седьмое небо" 1927 г. Ф. Борзеги является вершиной немого кино, в которой визуальный ряд и пантомимика героев превращает нематериальный мир в наблюдаемую реальность.

Кадр из фильма "Казенный дом", 1930 г.
Кадр из фильма "Казенный дом", 1930 г.

С появлением звука кино должно было отказаться от образности и стать более реалистичным. Главным инструментом стали диалоги, а не движения героев. Сначала звук ограничивал творчество режиссеров, вынуждая вернуться к статичным съемкам. Но вскоре вышли "Анна Кристи" 1930 г., "Казённый дом" 1930 г. и звук стал использоваться не как новый аттракцион, а как эффективное средство раскрытия характеров героев и сюжета. Звук усиливал драматический эффект и превращался в метафору, когда ключевые события были слышны, но оставались за кадром, как это было сделано в "Лицо со шрамом" 1932 г. и "Враг общества" 1931 г.

Читайте также: Да будет звук: История превращения немого кино в звуковое

Кадр из фильма "Бог ей судья", 1945 г.
Кадр из фильма "Бог ей судья", 1945 г.

Трехцветная технология "Техниколор" привнесла краски в кино. В 1945 г. вышел первый цветной нуар "Бог ей судья". Д.М. Стал сумел создать мрачную, тревожную историю не помощью теней, а с помощью ярких красок. В "Джонни-гитара" 1954 г. Н. Рэй использовал искаженную цветопередачу и несбалансированные цвета чтобы передать чувства героев. Даже цвета костюмов персонажей отражали их вражду и противостояние.

Читайте также: Появление цвета в кино

Кадр из фильма "К востоку от рая", 1955 г.
Кадр из фильма "К востоку от рая", 1955 г.

В 1950-х годах в борьбе с телевидением, кинотеатры увеличивают размер киноэкранов. "Плащаница" 1953 г. стала первым широкоэкранным фильмом. Талантливые режиссеры быстро научились использовать в творческих целях новый формат кинокадра. Это ярко проявилось в фильмах "К востоку от рая" 1955 г. Э. Казана (использовавшего дверные проемы для имитации старых пропорций кино), "И подбежали они" 1958 г. В. Минелли (где герои сливались с окружением и погружали зрителя в иллюзорную реальность), "Земля фараонов" 1955 г. Г. Хоукса (создавший эффект присутствия за счет документалистичности изображения).

Читайте также: Как белая простыня превратилась в технически оснащенный кинотеатр

Кадр из фильма "2001 год: Космическая одиссея", 1968 г.
Кадр из фильма "2001 год: Космическая одиссея", 1968 г.

Компьютерные спецэффекты позволили заменить тысячи статистов и дорогостоящие декорации на дешевый и быстрый способ создания изображений. Создание зрелищных кадров перестало быть "фотографией", оно стало похоже на живопись. Компьютерные спецэффекты позволили ускорить динамику повествования. Первый фильм, успешно использовавший спецэффекты как художественный прием, - это "2001 год: Космическая одиссея" 1968 г. С. Кубрика.

Читайте также: Кино и развитие цифровых технологий и Эпоха цифровой кинореальности

Иллюзия кино создается с помощью многочисленных технологий. Но магия кино - это то, что создает режиссер. Истинная магия - это видение и воссоздание киномира его создателями.

Источник информации "История американского кино от Мартина Скорсезе", 1995 г.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки )