Два часа назад я отдал мошенникам 16 000 р, хотя я эксперт по технологиям банковских карт, а также психолог со стажем.
Удивительно, что я проигнорировал множество тревожных звоночков. И главное - верил до самого конца, что это всего лишь ошибка. Даже когда уже перестал отдавать деньги.
И я решил сделать разбор психологических трюков и уловок.
Считаю, тут есть много из психологии продаж, чему очень стоит поучиться продажникам.
Сама история кратко - в конце этого поста. Смысл в том, что женщина в Тиндере говорит, что идет на концерт, место рядом с ней за 1900р свободно. В процессе "покупки" билета возникает "ошибка двойного списания", на "исправление" которой у меня ушло еще 12000р.
Содержание
- Как это сделано технически
- Как заставить пропустить "первую тревогу"
- Как снять настороженность, когда жертва уже залезла в ловушку
- Как удержать доверие, когда уже пошли серьезные странности
- Краткая история всего развода
Как это сделано технически
Сайт, на котором размещено расписание и выбор билета - фишинговый (comedys-standup.ru). Его даёт "пассия" в личной беседе. Судя по whois, спрятано за CloudFlare. При попытке оплатить происходит переход на другой подставной сайт - paykassir24.ru Всё как в настоящих магазинах.
После "ошибки оплаты" мгновенно приходит звонок с телефона +74991106809, который, по-видимому, принадлежит оператору IP-телефонии (звонящий просто сидит за компьютером с гарнитурой).
Этот звонок успокаивает и предлагает решить вопрос с поддержкой на сайте. Но это уже для дополнительного развода, на который я тоже попался.
Транзакция, которая проходила - это не транзакция покупки, это транзакция перевода Card2Card. Могло бы насторожить, и даже слегка насторожило. Но сейчас очень распространена форма "оплаты" переводом на карту, уже примелькалось.
Сайт paykassir24.ru просто имитирует интернет-эквайринг, а дальше уже не сложно... У мошенников есть теперь все необходимые данные карты, остается только ввести код по 3D Secure.
Но всё это в процессе имеет массу подозрительных мест, которые я почему-то проскочил. И тут интересно, какие психологические приемы использовались, чтобы это стало возможно.
Как заставить пропустить "первую тревогу"
1. Я хотел "этот товар"
Я находился в Tinder. Тут хотят встреч, хотят "найти мечту". Т.е. люди "готовы быть обманутыми" (нет). Они готовы идти на контакт и рисковать.
Как мужчина, я вполне готов вкладываться в отношения, в т.ч. финансово. Правда, не тратиться на нее раньше времени.
2. Я не тратил "на неё", я тратил "на себя"
Красивая и интересная женщина предлагала побывать на "интересном концерте". Свой билет у нее "уже есть", она "пойдет" туда независимо от меня. Деньги я как бы трачу только на себя, не на неё. Только на билет для себя одного.
3. Опасность в стороне от главных действий
Будем честны, на "рынке отношений" мы все хотим "продать" себя как можно дороже, а "купить" другого как можно дешевле. В этой связи очень не хочется быть обманутым. Это непростая и рискованная сделка.
И потому все внимание - именно на эту "сделку". Есть опасность продешевить. Опасность мнимая, но мы на нее реагируем. Плюс есть возбуждение от предстоящего интересного знакомства.
На вторую опасность внимания уже не хватает. Только во втором случае опасность уже реальная.
Т.е. смысл в том, чтобы "отвлечь внимание". Заставить тебя сконцентрироваться на ведении флирта. И тогда некоторые детали покупки билета не заметишь.
Есть, правда, еще кое-что:
4. Не будь жмотом!
Теперь, когда есть "приманка" (вот-вот случится интересное знакомство), когда меня успокоили (я трачу только на себя самого), и я смотрю в другую сторону (на женщину, а не на процесс покупки), работает вот этот социальный стереотип.
Отказаться от покупки - как бы явно сказать "я жмот". Как вы понимаете, для знакомства это может быть фатально.
5. Есть возможность возврата
Я почти отказался, но магическая возможность возврата всё изменила. Меня попросили все-таки забронировать, потом же можно отказаться (если при личной встрече не понравимся) и вернуть деньги. Все, на покупку я готов. Иду на сайт
Уроки по продажам из этого вступления
1. Когда человек пришел к вам на сайт, аккаунт, магазин, канал в телеграмме и т.д. - он уже хочет ваш товар, у него уже есть потребность. Задача продавца - ее выявить. Или еще точнее - надо хорошо понимать свою целевую аудиторию, она уже сама по себе хочет купить что-то, что ты хочешь продать.
2. Направляем внимание покупателя на то, что выгоду получает именно он, покупатель (не продавец).
3. Если вы нечисты на руку... Хотя нет, этот вывод писать не буду.
4. Над потенциальным клиентом довлеют некоторые стереотипы. Или, как принято сейчас называть, страхи клиента. Не предлагаю их эксплуатировать, но знать их надо обязательно. Помогает понять мотивацию.
5. Окончательно снять сопротивление можно гарантией возврата, или вообще любыми другими способами хотя бы частично откатиться.
Как снять настороженность, когда жертва уже залезла в ловушку
На меня влияло "стремление быть последовательным". Это из "Психологии влияния" Чалдини.
Главный же секрет всех дальнейших событий
1. Имитация ошибки
Вместо того, чтобы показать страницу успешной оплаты, мне снова показали страницу ввода "кода подтверждения".
Я не вижу тут никакого психологического трюка, который мог бы меня заставить вводить все это несколько раз. Кроме этого самого стремления "быть последовательным", конечно. Но было одно отягчающее обстоятельство: я второй день был в субдепрессивном состоянии. Думаю, это здорово снизило мою бдительность.
Впрочем, главное тут то, что "двойное списание" сделано специально. Эту ошибку специально создают. Чтобы потом пошел вот этот вот сценарий.
2. Подсекаем: немедленный звонок (+74991106809)
Чтобы не дать развиться подозрениям жертвы, надо ее успокоить.
Уверенный мужской голос через несколько секунд говорил мне, что у меня произошла ошибка, и мне надо обратиться в службу поддержки на сайте. Любопытно, что скрипт у него был очень жесткий, мои слова он просто игнорировал, я даже подумал, что говорю с роботом, но нет, несколько междометий я получил. Впрочем, я уже был на крючке.
Этот звонок в зародыше почти подавил тревогу, но был еще один важный фактор, который работал очень мощно до самого конца. Даже когда я уже перестал делать разрушительные действия, я все еще верил, что это просто ошибка. Все из-за этого фактора... Но о нем все-таки позже.
3. "Поддержка" реагирует быстро и убедительно
Именно быстрота реакции, четкие инструкции, минимальная задержка ответов не давала достаточно вырасти моей подозрительности.
К слову сказать, если бы в Сбере можно было ТАК ЖЕ оперативно дозвониться до менеджера, то думаю, можно было бы притормозить транзакцию. Но вы знаете Сбер.
"Поддержка" предложила мне заполнить форму, ввести туда номер бронирования и что-то еще. Сразу предупредили, что для возврата зачем-то потребуется иметь точно такую же сумму на карте, якобы деньги захолдируются, а потом вернутся все сразу.
Как видно из переписки, я совершил несколько ошибок самостоятельно, и это прямо ключ к манипулированию. Когда человек знает о своей ошибке, он очень сговорчив. И потому я не спохватился.
Для начала, я ввел неверный Expiration Date. И увидел странный для обывателя текст. Для обывателя, но не для меня... Я программист, и отладочный вывод меня не удивил и не насторожил. Но это уже не их трюк, это моя особенность, которая здесь помогла мошенникам.
Уроки продажника
1. Если сделать какой-то процесс так, чтобы была высока вероятность ошибки со стороны клиента, его критичность к происходящему заметно снижается, т.к. он чувствует вину. Очень злонамеренный прием....
2. Чем быстрее (лучше заблаговременно) вы сообщите клиенту о каких-то неприятных изменениях, тем меньше негатива получите, тем проще будет решить все вопросы. Очень мощный и полезный прием. Когда был предпринимателем - очень оценил.
Впрочем, без одного сильного фактора я бы уже несколько раз насторожился. И мы переходим к главному.
Как удержать доверие, когда уже пошли серьезные странности
Всё это время в соседнем окошке, в телеграмме, со мной активно общалась "Катюша". Та самая, рядом с которой я как будто бы покупал билет. И работала она на 150%. Очень качественно делала "изумленный вид".
Она делала очень важные вещи:
- Эмоциональный фон "тут нет обмана, я же уже сама купила". Причем мягко, конкретно этих слов она не говорила.
- Ощущение, что ты не один на один с проблемой, так спокойнее
- И главное - посылала все три сигнала, которые запускают чувство общности. Это послание "ты мне важен", "мы связаны", "у нас общее будущее". Для одинокого человека с сайта знакомств - просто бальзам.
Эти сигналы чудодейственны, когда нужно сплотить людей и усилить их общий потенциал. Это социальная психология - моя главная страсть. И рыбятки тут используют эту штуку на всю катушку.
Выводы
Главный мой промах - уверенность, что "меня-то не проведут". Ведь я в этой теме разбираюсь.
Попробую инициировать уголовное дело. Об этом опыте намерен рассказывать тут.
Поддержите меня, мне сейчас это очень важно. С неприятными чувствами во многом справился, но ваша реакция меня очень поддержит. Подписывайтесь, ставьте лайк, смотрите другие статьи на канале.
Читайте другие мои статьи:
P.S. Ну и теперь как это выглядело последовательно.
Я холост, и потому зарегистрирован в Tinder. Там появилась интересная девушка, которая легко и жизнерадостно общалась, что в моем городе большая редкость. Я пригласил ее встретиться, она сказала, что в этот вечер на стэндап-концерте. На мой вопрос она скидывает ссылку и говорит, на каком месте сама. Захожу на сайт (comedys-standup.ru) смотрю свободные места, рядом с ее местом свободно. Нажимаю "купить", и вижу цену 1900р.
Позволить себе могу, но для знакомства многовато. Притом что я не люблю этот жанр. В конце концов мы договариваемся встретиться за час до концерта, а потом если что я за билет деньги верну. Изучаю условия возврата - вполне нормальные. Пробую оплатить. Для этого почему-то надо телефон, ФИО и e-mail. Хм. Переход на интернет-эквайринг. Карту Tinkoff не принимают :(
Пробую еще раз, со сбером - приходит код по 3D-Secure, ввожу, но вместо успешной оплаты вижу еще один раз страницу ввода кода 3D-Secure. Странно. Проверяю - списаний еще не было. Ввожу еще раз. Опять. Еще раз.
И тут же транзакция снятия 1930р, потом полного возврата, потом дважды снятия по 1930р.
Через несколько секунд звонок с номера +74991106809, тут же сбрасывают, тут же еще раз звонок, беру трубку. Мне уверенно и извиняющимся мужским голосом говорят, что у меня произошло двойное списание, надо обратиться в поддержку на сайте.
Обращаюсь. Мне предлагают заполнить форму, но по ряду причин сначала с карты будут временно захолдированы средства, потом все вернется целиком. Делаю, с карты списывается 3857р. Дело в том, что я допускаю одну "ошибку", и думаю, что я сам виноват в том, что возврат не случился.
В "поддержке" предлагают еще раз правильно заполнить, но на этот раз, чтобы вернуть всю сумму целиком, надо теперь, чтобы на карте было уже 7600р. На карте столько нету... Иду в банкомат, кладу.
Все повторяется. Тут до меня начинает доходить...
Но "поддержка" с сайта исчезает (вот буквально - виджет исчезает). Мадам в телеграмме уходит оффлайн.