Скажите, много ли мы знаем о современной африканской живописи? В прошлом году я наткнулась на пейзажи одного художника из ЮАР и была потрясена. Рушились мои стереотипы об Африке. Все те усвоенные со школы шаблоны оказались ненастоящими. Африка вдруг предстала другой – цветущей землей, в яркости своей способной поспорить с райскими птицами. Именно такую Африку пишет молодой художник из Кейптауна Ричард Ботма.
Ричард Ботма – молодой человек 22 лет. Свой аккаунт в Инстаграм завел менее трех лет назад. Листаю его работы и вижу, как поразительно быстро развивается его манера письма. Еще осенью 2018 г. – ученические работы, чувствуется напряжение руки. А сейчас уже найден и совершенствуется стиль. Ричард Ботма перестает бояться цвета, его кисточка начинает танцевать. Так кропотливость молодого художника постепенно заменяется легкостью, присущей профессионалу. Он начинает думать чувствами, что присуще творческой личности.
В аккаунте встречается милая графика, которую наш художник создавал в подростковом возрасте: преимущественно это портреты, но есть и анималистика. Покажу носорога, которого он нарисовал в 16 лет. Вот что сам Ричард Ботма пишет о своих подростковых рисунках.
Забавно вспоминать свои предыдущие работы... Я делал их еще в 2015 году... Я так благодарен за все, что я узнал, и за то, насколько я улучшился в своем искусстве за последние несколько лет!
В совершеннолетнем возрасте происходит резкий поворот от портрета к пейзажу: внешняя вселенная, реализованная в природе, на данном этапе оказывается значимее вселенной, укрытой в человеческой душе. Ричард Ботма делит пейзаж на три традиционных части: пространство земли, горную цепь, небо, где примерно 2/3 изображения занимает земля. Изредка ведущим оказывается небо. Пока Ричард Ботма рисует пейзажи с одной точки – стоя на земле, взгляд направлен строго вперед.
Надеюсь, еще будут пейзажи, которые мы увидим с других точек обзора. Хочется рассмотреть прекрасную цветущую Африку с высоты гор, которые пока, кажется, выполняют заградительную функцию: чтобы все эти бескрайние цветущие поля не хлынули за полотно. Земле, укрытой яркими цветами, порой вторит небо в багряно-розовых полосах заката. Небо то экспрессивно, то выписано почти реалистично. Еще одна особенность нашего пейзажиста связана с перспективой: он изображает землю слева направо, а небо – вглубь.
Показательно, что в новых пейзажах Ричарда Ботма почти не видно животных (за исключением желтых птичек на триптихе). Они появлялись в начале творческого пути, причем связанные со стихией воды: утки, колибри, золотые рыбки. Да и желтые птички тоже около водоема.
Ричард Ботма пишет большие картины и миниатюры, осваивает диптихи и триптихи. И все они воспевают его цветущую Родину, которая благодаря его работам полюбилась и нам. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!