Мы все наслышаны про IT — информационные технологии. Но с такими инцидентами должна работать служба информационной безопасности (ИБ). Реальные специалисты службы безопасности Центрального банка России обнаружили в сети 13 тыс. объявлений о покупке и продаже персональных данных. А сколько их в теневой области интернета, типа защищенного сквозным шифрованием Telegram и других ресурсов?
Многого мошенникам не надо, достаточно ФИО и номера телефона человека. Далее следует массированный обзвон, находится поддающийся влиянию человек, и его склоняют к той или ной форме выдаче денег. Это может быть что угодно — вплоть до того, что проходимцы выдают себя за озабоченных сотрудников полиции, которые якобы вышли на след мошенников, которые вот только что взломали счет и надо срочно…
Как же со всем этим быть? Арсений Кульбицкий, специалист по кибер-безопасности, советует:
— Прежде всего, не торопиться. Потому что люди приличные не торопятся. Это мошенники стараются запугать, надавить и заморочить голову. Следует подождать, не действовать как на пожаре. Потому что никакого пожара нет, он начнется потом, если мошенникам удастся вас околпачить. Вот тогда поднимется давление, упадет настроение и будет бросать то в жар, то в холод. А чтобы этого не случилось, посоветуйтесь с надежными людьми. Они вам, скорее всего, скажут: «Ты что, это же обман!»
Глупость, жадность, доверчивость — это друзья социальной инженерии. Очень часто от мошенников, орудующих базами данных, страдают пожилые люди. Такое случается с людьми всех возрастных категорий. Но есть еще большая группа потенциальных жертв мошенников — это дети, подростки, а также молодые люди изрядного возраста, играющие в компьютерные игры и заигрывающиеся.
Компьютерные игры при установке требуют много данных о геймере. Юные пользователи редко читают лицензионные соглашения и легко соглашаются на все требования. Они, не размышляя, сообщают все, что требуется.
В Китае чуть ли не каждый день появляются игры и приложения, нацеленные на наши с вами данные. Им нужен доступ к камере смартфона, месту хранения фото и конечно номер самого телефона.
Кроме того, есть бесплатные и есть условно-бесплатные игры. На месяц бесплатно, а потом за деньги. Как правило, за деньги родителей игрока, которые вообще ничего не знают. Так что пользователи — это тоже товар, который будут продавать и покупать. Вам будут показать рекламу только тех магазинов, которые за это заплатили.
Разработчики и продавцы игр получают доступ к данным геолокации: местоположении и передвижении пользователя. Это помогает для «продажи пользователя» поставщикам рекламы, чтобы те могли показывать рекламу близлежащих рекламодателей.
Казалось бы, пустяки, может быть, даже удобно. Но как будет использоваться и кому предоставляться эта информация? Может, и не только для рекламы. Недаром в свое время депутат Ирина Яровая предложила с 1 июля 2018 года хранить телефонные разговоры, текстовые сообщения, изображения, звуки, видеозаписи и другие электронные сообщения пользователей. Причем хранить их — строго на территории нашей страны. Толку от этого оказалось мало.
Базы как продавались, так и будут: банковские, страховые, ГИБДД, недвижимость и т. д. А законы? Что им законы, они на следующий день найдут новые схемы.