Субэтносы русского народа (казаки, поморы, кержаки, колымчане и др.), как правило, формировались на окраинах страны. Одно из немногочисленных исключений – кацкари, живущие на Ярославщине. Правда, до начала 1990-х годов об их сообществе никто не слышал.
Расселение и особенности
Люди, которых называют кацкарями, проживают в нескольких деревнях Мышкинского, Угличского и Некоузского районов на западе Ярославской области, вдоль реки Катки. Общая их численность – всего около 400 человек. Своей «столицей» они сделали село Мартыново.
Первым о том, что мартыновцы и их соседи составляют «самобытное этническое сообщество», заговорил местный краевед, школьный учитель Сергей Темняткин. С 1992 года он редактировал и издавал газету (затем журнал) «Кацкая летопись», в которой пропагандировал свои идеи. По мысли Темняткина, «кацкая земля» (она же кацкий стан, волость Катка) уже в течение нескольких столетий является «единым целым» в этнографическом смысле. Краевед утверждает, что в диалекте кацкарей сохранился мерянский языковой субстрат, принадлежавший, по мнению Темняткина, финно-угорскому племени «кадь» .
В словаре «великого и могучего кацкого языка», составленного на основе говора жителей Мартынова и его окрестностей, действительно немало лексики, отсутствующей в литературном русском языке. В качестве примера можно привести следующие «кацкие» слова: дарома (хорошо), закомелистый (крупный, широкоплечий), лягва (лягушка), наполохаться (напугаться), нарушенный (брошенный), пальмо (пламя), мантурить (надрываться на работе) и т.д.
Ещё одним признаком обособленности от других русских Темняткин считает наличие у кацкарей собственного фольклора и традиций. Благодаря деятельности учителя в школе проводятся уроки «кацковедения». В 2004 году в ярославской прессе даже заговорили о возможном предоставлении кацкарям культурной автономии и о появлении у этого субэтноса собственного представительства в ООН.
Критика «кацкарства»
Никто из российских академических учёных не разделяет взглядов Темняткина на «малую этнографическую группу» кацкарей.
«Этноним «кацкари» до недавнего времени не использовался местными жителями (в отличие от вариантов, являющихся самоназваниями определённых групп, например, скобари). Административное разделение на округи и районы было для большинства местных жителей актуальнее «общекацкого» единства, а особенности местного диалекта не осознавались как выделяющие его на фоне всех остальных вариантов русского языка», - отмечает исследователь Влада Баранова.
С точки зрения генетики в наследственном коде кацкарей не больше финно-угорского компонента, чем у прочих представителей восточных славян (исследование научного сотрудника лаборатории популяционной генетики человека ФГБНУ «МНГЦ» Марины Чухряевой с соавторами, 2017 г.).
Деятельность Темняткина, по словам скептиков, является примером искусственного построения идентичности. Например, доктор исторических наук Юрий Зарецкий говорит о характерной для авторов «Кацкой летописи» «стратегии присвоения»:
«В газете всё, о чем она пишет, становится «кацким»: окрестные сёла, деревенские обычаи, старинные постройки и, конечно, исторические события. Так, село Рождествено превращается в Рождество-Кацкое, о церковных приходах XIX в. рассказывается как о «приходах кацкого стана», восстание недовольных советской властью в селе Нефедово в 1919 г. называется «Кацким восстанием» и т.п.»
Неоднозначно и использование Темняткиным теории пассионарности известного этнолога Льва Гумилёва.
Наконец, не доказано и существование особого кацкого диалекта. Специалисты, участвовавшие в фольклорной экспедиции филологического факультета СПБГУ в 2001 году, признали наличие у жителей села Мартыново языковых отличий. Но в чём они проявляются, сказать затруднительно, возможно, речь идёт об обычных отклонениях от нормы. По мнению исследователя А. Ю. Зарецкой, имеющиеся лингвистические данные не позволяют говорить даже о каком-то отдельном кацком говоре, не то, что о диалекте.
Почему же многие «кацкари» поддерживают Темняткина и согласны называть себя чуть ли не отдельным народом? Некоторые полагают, что создание особой идентичности приносит ярославским селянам материальную выгоду: таким образом они привлекают в свою местность туристов и сохраняют традиционный бытовой уклад.