Знаете, что получится, если сложить голландскую школу с элементами гиперреализма? Получатся работы Хильдегард Швамбергер. ХХ в. породил много удивительных талантов. К их числу принадлежит и известная немецкая художница-миниатюристка. Информация о нашей художнице в русскоязычном интернете минимальна. Она родилась в Германии в 1950 г., обучалась изобразительному искусству у профессора фон Штигенца. Поклонники творчества отмечают нежность и романтичность натюрмортов и очевидное влияние на ее стиль голландской школы.
Сходство с представителями голландской школы заключается в том, что Хильдегард Швамбергер говорит на их языке. Давайте вместе попытаемся прочитать работы Хильдегард Швамбергер так, как читали несколько столетий назад натюрморты голландцев. Это мы, живущие в XXI в., видим только очевидное в натюрмортах. А наши предшественники обнаруживали в них целые послания, порой многозначные, связанные с христианской или светской символикой, имеющей назидательный смысл.
Красный мак обозначал жертву Христа, тюльпаны – тщету богатства и мимолетность красоты. Вынутые из букета, брошенные на стол цветы – бренность бытия. Хлебный колос считался символом спасения. Хильдегард Швамбергер его преимущественно направляет колосом вниз, оставляя стеблем в вазе. Хотя если в букете есть второй колос, то они создают диагональ. Спелые фрукты связаны в религиозной символике с искупительной жертвой Христа и бессмертием души, в светской – со стихией земли или благосостоянием.
Хильдегард Швамбергер вслед за голландцами населяет натюрморты пчелами, бабочками, улитками. Бабочки символизируют бессмертную душу, поэтому они расположены в верхней части полотна, порхают или находятся на цветке или листке. Пчела обозначает трудолюбие. И в натюрмортах нашей художницы она занята делом: ползет к ягоде или исследует цветок. А улитка – символ лени, поэтому она всегда внизу.
Заслуживает внимания и стиль изображения. Манера письма выстроена на энциклопедическом знании работ голландцев XVI–XVIII вв. Она цитирует тюльпаны Амброзиуса Босхарта старшего, отсылает к синим вьюнкам Рашель Рюйш, пересказывает персики Яна ван Хёйсума. Хильдегард Швамбергер направляет свет так, как его направлял Балтазар ван дер Аст, структура ее арок и плоскостей порой перекликается с камнем Амброзиуса Босхарта старшего.
Но при этом активный перламутр лепестков, их легкая шифоновая полупрозрачность, парящие капли воды выносят работы Хильдегард Швамбергер за рамки подражательства голландцам и приближают к… гиперреализму. Листья винограда и мальвы уводят в нарочитую декоративность. И фон порой скудный – современного письма. Так, благодаря Хильдегард Швамбергер искусство голландского натюрморта сохраняется, усваивая новые тенденции. Было интересно? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на мой канал!