С «глобальным энергетическим переходом» под мышкой
Главные из оставшихся на политических верхах герои «святых девяностых», давние соратники-единомышленники и заодно деловые партнеры Анатолий Чубайс с Алексеем Кудриным, не нуждающиеся в каком-либо дополнительном представлении, внезапно дуэтом высказались против той социально-экономической системы, которую они сами же внедряли — не мытьем так катаньем — в России тридцать лет подряд. Что наводит на определенные раздумья.
Вот с чего бы оно — таким уважаемым людям собственными словами и руками перечеркивать дело всей своей жизни? Были, были они правоверными либералами-рыночниками: Анатолий Борисович эффектно приватизировал всё, что ему под руку попадется, Алексей Леонидович отлаживал систему свободного перемещения финансов между Россией, зарубежьем и «нужными» людьми, «бюджетное правило» создавал, с тем, можно сказать, и в историю вошли — так на тебе! Не той системы гранаты у них оказались…
По Чубайсу, российский топливно-энергетический комплекс (ТЭК), в ближайшие 30-50 лет ожидают трудные времена из-за процессов «декарбонизации» мировой экономики. По Кудрину, нынешняя российская экономическая модель, основанная на вывозе сырья, неспособна обеспечить рост выше 1% ВВП, консервирует технологическую отсталость и бедность населения нашей страны, а потому надо не нефть с газом добывать, а организовывать производство каких-нибудь айфонов, что ли.
Не правда ли, какой контраст с их же прежними речами: мол, невидимая рука рынка всё уже навсегда порешала, «Америка стронг», а Россия от передовых и цивилизованных стран мира отстала навсегда, и теперь наш удел — пытаться «хоть тушкой, хоть чучелком» встроиться в глобальный рынок, для этого нужно любой ценой привлечь «эффективных собственников» и частных инвесторов во все сферы экономики, не забывая платить и каяться за свое тоталитарное советское прошлое?!
Так что, эти «священные монстры», эти признанные гуру отечественного либерал-глобализма внезапно прозрели? Их мощные авторитетные умы обратились к новым истинам «на весь XXI и, может быть, XXII век»? Или просто им была спущена другая «методичка» от старых кураторов? Если повнимательнее вчитаться в публичные «откровения» Чубайса и Кудрина, то нетрудно прийти к выводу о том, что никакого «превращения Савла в Павла» не произошло, просто эти господа-товарищи, как всегда, выполнили очередную команду своих хозяев.
Ну, как выполнили? Как смогли — ведь старую собаку новым фокусам научить трудно, а старый конь борозды не портит, но и новой не вспашет. Вот, например, Алексей Леонидович оценивает экономику по общепринятому для либерал-глобализма показателю внутреннего валового продукта (ВВП), измеряемого в долларах — да еще не по паритету покупательной способности (ППС), а по номиналу (то есть по обменному курсу к «баксу» национальной валюты, который устанавливает система центробанков, через Международный валютный фонд подчиненная хозяевам Федеральной резервной системы США). Ни физический объем, ни технологический уровень производства, не говоря уже о структуре собственности в стране, показатель ВВП принципиально не учитывает, они ему не интересны, зато транснациональным корпорациям (ТНК) — полное раздолье! Они ведь не прибыли свои увеличивают, а всеми силами помогают росту ВВП развивающихся стран!
Это сейчас на уровне G7, G20 и G«сто-пятьсот» обсуждается введение обязательного 15%-ного налога на доходы ТНК во всех странах пребывания, что полностью противоречит принципам либерал-глобализма и неизбежно должно привести к тектоническим изменениям в мировых потоках товаров, услуг и финансов. С явной перспективой отказа от доллара в качестве «валюты номер один» для международных расчетов. Кудрин же продолжает активно на него «молиться», всеми силами призывая все «лишние» доходы государства не инвестировать в реальный сектор экономики, а складывать в валютную «кубышку».
Или Анатолий Борисович пишет: «Я имею в виду совсем не популярную, с моей точки зрения малоосмысленную, Четвертую промышленную революцию, а ту, которая называется глобальным энергопереходом…» Ну, глубочайший же мыслитель — с самим Клаусом Швабом, автором формулы «Четвертой промышленной революции», хозяином Давосского форума, не раз приглашавшим туда Чубайса, спорит… И тут же — о том, что новая промышленная революция «не сильно отличается от предшественницы — промышленной революции XVIII—XIX веков»!
Понятно, автор в курсе, что формула Шваба в Кремле «не зашла», поэтому следует принципу «тех же щей, да погуще влей!» — на самых серьезных, дальше некуда, щщах: мол, я не Клаус, а другой, еще неведомый избранник, вовсе не с «Четвертой промышленной революцией», а с «глобальным энергетическим переходом» под мышкой. Но суть та же — органические углеродсодержащие энергоносители (газ и нефть, не говоря уже об угле и сланцах) становятся убыточной «грязью», от которой России волей-неволей нужно отказаться в течение ближайших 30-50 лет. И чем быстрее, тем лучше.
Все подобные соображения по умолчанию строятся на концепции антропогенного глобального потепления, согласно которой температура атмосферы и поверхности нашей планеты быстро повышаются вследствие роста концентрации «парниковых газов» (в пересчете на СО2), а причиной является экономическая деятельность человека: добыча и сжигание ископаемого топлива и так далее, вплоть до разведения скота, который, извините, постоянно испускает метансодержащие газы… Наука, она умеет много гитик*, против нее не попрешь. А человечество — раковая опухоль, своим ростом уничтожающая нашу прекрасную (вопрос: для кого? — Н.К.) планету…
Все эти британские (и не только) ученые, отрабатывая свои гранты, разумеется, показывают только нужный грантодателям кусочек истины, как будто забывая о том, что годовой энергопоток, создаваемый человечеством составляет сегодня около 0,03% солнечной энергии, поступающей на Землю, а 80% «парниковых газов» в атмосфере нашей планеты приходится на водяной пар. Так что колебания излучения нашего светила в рамках солнечных циклов вызывают минимум на два-три порядка более сильные климатические эффекты, чем антропогенная деятельность, а все пляски с бубнами масс-медиа вокруг «декарбонизации» мировой экономики и перехода на «зеленую», из «возобновляемых источников», энергетику — имеют своей целью получение спонсорами этой бурной художественной деятельности таких же дополнительных конкурентных преимуществ, как дополнительная валютная эмиссия или «антиэпидемиологические» ограничения…
В конце концов, все же помнят аналогичную шумиху вокруг «озоновых дыр», якобы растущих из-за фторорганических соединений (фреонов), используемых в качестве хладоагентов, и открывающих планету воздействию губительного жесткого ультрафиолета. Фреоны, в конце концов, запретили, корпорация DuPont получила свои монопольные сверхприбыли за счет патентованных альтернативных фреонам хладоагентов — и про «озоновые дыры» все благополучно забыли, они выпали из фокуса внимания мировых массмедиа. Теперь на место главной страшилки пришло «глобальное потепление», и заказчик её наверняка посерьёзнее, чем DuPont, поскольку и шума намного больше, и решения принимаются на куда более высоком уровне — то же Парижское соглашение по климату 2015 года…
Да и «подпевка» в лице Чубайса и Кудрина чего стоит? Помните старый анекдот: «Не знаю, кто там в машине, но шофером у него сам Сталин!»? Чтобы понять масштаб, следует вспомнить историю о том, как в 2007 году тогдашний министр финансов и вице-премьер РФ Алексей Кудрин под флагом инновационного развития пролоббировал создание «Роснано» с выделением этой структуре в виде имущественного взноса государства 130 миллиардов рублей. Главой «Роснано» стал Анатолий Чубайс, который в 2019 году, перед своей отставкой, сообщил, что «Роснано» полностью вернуло эти деньги государству.
Но тут, как говорится, «есть один нюанс». 130 миллиардов рублей в 2007 году были эквивалентны 5,2 млрд долл., а в 2019-м — 1,9 млрд долл. Получается, только на разнице обменного курса государство с «Роснано» за 12 лет потеряло 3,3 млрд долл., а с учетом утерянной выгоды (даже по уровню учетной ставки ФРС) — более 5 млрд долл. Примерно по 400 млн долл. в год. А раз кто-то потерял — значит, кто-то приобрел. Кто? Вопрос в данном случае риторический. Как в порыве откровенности (есть видеозапись) заявил Анатолий Борисович на корпоративе руководства «Роснано» 22 декабря 2015 года: «У нас очень много денег. Их просто вот совсем много!»
Да кто бы сомневался: у «эффективного менеджера» и должно быть много денег. И у всех, кто с ним связан. А как иначе-то? Поэтому всегда, если речь идёт о Чубайсе и Ко (вместе с Кудриным, который не просто глава Счётной палаты РФ, но и, не забываем, «лучший в мире министр финансов»), всегда ищите не женщину, а деньги. Не банальное «Cherchez la femme, а «Cherchez de l’argent!», так сказать. И вот здесь мы возвращаемся к заданному в начале этой статьи вопросу о том, почему столь слаженный дуэт, напоминающий лису Алису и кота Базилио из кинофильма «Приключения Буратино», решил вдруг изменить репертуар, запев другие песни не вполне своими голосами.
Где-то рядом должны быть деньги. Большие деньги. Просто гигантские деньги. Где? Да вот же они! В том самом ТЭКе России, по которому вот-вот должна нанести смертельный удар «безуглеродная экономика» и «зеленая энергетика» новой промышленной революции! Скажите ««крекс, пекс, фекс», закопайте свои пять золотых на Поле Чудес в Стране Дураков — и будет вам наутро целое денежное дерево! С «рыночной экономикой» не получилось, с «бюджетным правилом» не получилось — с «глобальным энергетическим переходом» точно получится!
И не смотрите на то, что цены на традиционные энергоносители сегодня растут, — от госконтроля за российскими нефтью, газом и углем точно пора избавляться, пока не поздно. Продать все месторождения по сходной цене тем, кто готов эти «бесперспективные» активы купить. А то развели у себя «недосверхдержаву» с гиперзвуковым оружием, «Росатомом», «Северными потоками» и прочими никому не нужными космическими группировками и агрессивной внешней политикой! Цены-то на «борщевой набор» растут! А население-то вымирает! Людей-то жалко (Чубайс теперь вовсю открещивается от авторства фразы насчет 30 миллионов неудачников-«лузеров», которые не вписались в поворот к рыночной экономике)!
Такие вот у нас «друзья народа», они же — «санитары леса», только не в овечьей (это было бы уже совсем ни в какие, даже самые новые ворота) шкуре…
Николай КОНЬКОВ
* «Нау́ка уме́ет мно́го ги́тик» — крылатая фраза, поговорка, изначально предназначенная для демонстрации фокуса с двадцатью игральными картами. Первое документально подтвержденное употребление фразы относится к 1891 году. Иногда слово «умеет» ошибочно заменяют на «имеет» (Википедия)
Читайте больше материалов на нашем сайте