Найти в Дзене
Жанна Дорожко

Сильномогучие богатыри и витязи - какие они

ГЕРОИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

 

Такие сказки появились сравнительно поздно, в эпоху разложения родового строя. 

С развитием феодальных отношений богатырская сказка трансформировалась в героический эпос, наполненный новым национально-историческим содержанием.

Героические, или богатырские, сказки многосоставны. В качестве строительного материала в них используются уже готовые образцы, сюжетные ситуации и мотивы, но по-новому осмысленные.

Богатырь в сказке обычно описывается с рождения до женитьбы. Он особый, необычный даже по рождению - например, наполовину зверь или зачат с помощью проглоченной горошины, съеденной 🐟, выпитой воды.

Эти мотивы уже не отражают живых верований, а используются как поэтическое средство. 

Да и чудеснорожденный герой (🐴 🐂 🐈сын) часто происходит от домашнего животного, а тотемный герой обычно животное дикое.

Еще герой богатырской сказки необыкновенно быстро растет «не по дням, а по часам»🕰

И уже девятисуточный отправляется жениться.

В богатырской сказке поэтизируется огромная физическая сила богатыря. Соратники и противники герою под стать. А самым ярким проявлением силы героя и его противника становится бой с многоголовым чудищем на калиновом мосту или специально подготовленном току. 

Самый древний противник – мифический персонаж, связанный с подземным миром. Сам с ноготок, борода с локоток, например: маленький, а силы огромной. Это отражение обряда инициации, пребывания в лесном мужском доме. И реальный прототип Самого с ноготок – это исполнитель обряда инициации. Когда инициация исчезла как социнститут, сакральный образ переосмыслился и священное лицо в обряде превратилось в отрицательного персонажа-противника.

Как баба-яга превратилась в лесную ведьму в «Гензеле и Гретели».

Самые яркие раскрытия геройской темы - в сказках о змееборцах. 

Герой, спасающий в чужом царстве царевну, отданную змею-насильнику, уже не просто силач-богатырь, мститель за своих ближних - мать, сестру, жену, - он отчасти защитник царства.

Сказки про богатырей👇

✅Иван-Медвежье ушко

✅Палфил – Медвежий сын

✅Анастасья Прекрасная и Иван-русский богатырь

✅Три царства

✅Иван-царевич и Марья Краса Черная Коса

✅Иван-Быков сын

✅Запечный Искр

✅Никита Кожемяка

-2

СИЛЬНОМОГУЧИЕ БОГАТЫРИ И ВИТЯЗИ 

Чуть-чуть про лубок. 

Лубочная сказка тоже возникла на фольклорной основе. Она находится на стыке фольклорной и литературной сказок. Здесь возможны заимствоания сюжетов, образов, даже текстов. 

Итак, лубочная сказка тоже принадлежит к повествовательному жанру, рассказывается для развлечения и содержит необычайные события. 

И если фольклорная сказка имеет установку на вымысел, то лубочная – на условную достоверность. 

Фольклорная сказка - фикция, лубочная - тоже фикция, но преподнесенная как все-таки что-то возможное, если не в привычном читателю мире, то в далеком прошлом или другой этнической среде. 

У лубочной сказки: 

📌реалистичность; 

📌условная географическая определенность (Кипрское, Кельтское, Бельское царства); 

📌мотивация поступков и действий; 

📌описательность. 

Самые популярные лубочные сказки про: 

✅Еруслана Лазаревича, 

✅Бову Королевича, 

✅Портупея Прапорщика, 

✅жар-птицу, 

✅лягушку-царевну.

Русский этнограф А. С. Пругавин изучал лубок и писал: «Это те самые сказки, которыми зачитывались наши деды и прадеды. Еше в начале 19 столетия с этих сказок обыкновенно начиналось образование большинства людей, принадлежащих к средним и низшим классам общества» (1895 г.). 

Лубочные сильномогучие богатыри и витязи: 

⭐Сказка полная о славном и сильном витязе Еруслане Лазоревиче, о его храбрости и невообразимой красоте царевны Анастасии Вахрамеевны 

⭐Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке 

 

Читайте с удовольствием!