Солнце жарит и палит, в отпуск едет … лётчик - старлей. Да, вот такое счастье привалило после сдачи на 2-й класс: отпуск среди лета! Первый раз за службу. В училище летом мы тоже летали до затяжных осенних дождей в лагерях. Курсантам других военных училищ, судя по откликам на мои курсантские рассказы здесь, везло больше с летними отпусками. А нам доставалась унылая пора без очарования. Южане, конечно, заставали дома тепло, но не я.
Интересно, а зачем в отпуск я поехал в форме? Чтобы похвалиться звёздочкой? Или, чтобы легче было покупать билеты на вокзалах? А может гражданки летне-отпускной не было приличной?
Не помню этой причины.
Отпуска у нас были, как правило, неожиданные. И линять из части надо было стремительно. Особенно, если отпуск дали в тёплое время года. Так нас учили опытные товарищи. И возвращаться из отпуска в часть надо было тютелька в тютельку. Вечером, когда развод наряда уже прошёл. Лучше — по темноте. Свет в квартире до утра не зажигать, признаков жизни не показывать. Утром выходишь на службу, будто и не уезжал. Только так!
Лететь надо было из Благовещенска до Москвы. В Ростов рейса прямого не было. Дочке 9 месяцев. Жена сидит с ней в зале ожидания, а я ошиваюсь у кассы. Меня не пугает ожидание: деньги есть, с голоду не пропадём, жене с дочкой есть место в Комнате матери и ребёнка для ночлега и прочей гигиены, а я могу и на скамье несколько ночей перекантоваться, не сахарный, чай. На следующий день нам повезло: взяли билеты на Ил-18 до Москвы. С двумя промежуточными посадками.
До этого мне не приходилось летать пассажиром на Ил-18. Это было, скажу вам, незабываемое ощущение. Болтанка дала нам жару. Во время заправок мы не успевали отдышаться на свежем воздухе. В Москве жена еле вышла из самолёта. Я был не лучше, но мне форма не позволяла показать, что я на грани рвоты. Держался из последних сил. А дочка была, как огурчик. Она у нас - молодец. Стойкая. Офицерская дочка!
Из Москвы до Миллерово доехали без приключений. Если не считать, что дочурка меня обделала. Всё-таки, не усмотрели за ней в этой тесноте и жаре, понос напал на её. Чем-то накормили. Пришлось застирывать рубашку и брюки в туалете поезда. И одеть трико с майкой.
Представляете наши советские поезда в летнее время? Жара, духота, а с вентиляцией — проблемы. Окна не открываются или нельзя открывать. Кто-то смертельно боится сквозняков в вагоне.
Наши соседи были люди терпимые, участливые, помогали нам чем могли.
Дома нас не ждали. Телеграмму не стал давать, чтобы не беспокоились, если задержимся в дороге.
Сынок свалился на голову во главе своего семейства. В прошлом отпуске был ещё холостяком, а через два года появился с женой и ребёнком. Родители были рады увидеть и сынка, и со снохой познакомиться, и внучку понянчить.
У родителей было немалое хозяйство: птица всякая, свиньи, поливной огород во дворе и огород на окраине станицы. Было время ягод, зелени, фруктов и овощей. Золотая пора, чтобы подвитаминиться офицерской дочке. Всё закрутилось вокруг внучки.
Жена была в европейской части Союза впервые. Место и время ей понравилось: обилие фруктов и овощей. А вот мои родственники были для неё слишком простоваты. Да уж! Казачьи нравы не всем понравятся, особенно, если никогда с ними не сталкивался лицом к лицу. Я отнёсся к этому философски: жить с родителями нам не придётся, а потерпеть моих родственников месяц она сумеет.
Отец завершал внутреннюю отделку дома и моё появление было как нельзя кстати. Два года назад в отпуске я помогал печнику в кладке печи, а теперь с отцом достелили полы. С женой у нас уже был опыт поклейки обоев в нашей квартире, поэтому мы взялись с ней показать мастер-класс и в родительской хате. Обои надо было наклеить на глину. Мы успешно справились: обои держались на стене прочно и долго.
Из отпуска возвращение было немного проще. Касса Аэрофлота была в соседней станице и я купил билет на прямой рейс из Ростова до Владика. Жена захотела продолжить отдых у своих родителей.
Долетели благополучно, тесть нас встретил в Артёме. Пару дней я провёл в Галёнках и на поезде отправился к месту службы.
В конце сентября полк готовился лететь на Сахалин на пуски ракет. Первого сентября была первая дневная смена после отпуска. Времени на раскачку мне не дали: 4 провозных полёта в облаках и я полетел сам после двухмесячного перерыва. Отметился на пилотаже в зоне, слетал по маршруту, освежил навыки полёта в паре. Через неделю аэродром накрыли сложные метеоусловия, что было весьма кстати. Я восстановился в СМУ и быстро дошёл до перехватов в облаках. Успел отработать сбор и роспуск пары за облаками, а потом то же самое в составе звена. Смены были сдвоенные, т.е. - день готовимся к полётам, два дня летаем. За пять смен забыл, что был в отпуске.
20 сентября полк перелетел на Сахалин. Сели мы в Смирных. Погода и в Орловке и в Смирных была облачная, заходили по одному с верхнего края облаков 8000 метров, но нижний край и видимость были щадящие: 1000 х 10.
Садиться на незнакомый аэродром всегда волнительно. Хорошо бы, чтобы командир звена привёл на точку, показал её и с круга зайти друг за дружкой. А тут в облаках болтаешься один. Что там тебя ждёт под облаками? Всё вроде работает, стрелки говорят, что ты на посадочном курсе, а червячок грызёт, грызёт…
Заруливание на стоянку было странным. И хотя на каждой развилке извилистой рулёжки стояли техники и показывали куда поворачивать, мне было не по себе. Рулил среди сопок и сильно заросших кустарником капониров, не было привычного простора, сопки перекрывали обзор. В одном месте я увидел на склоне корову, которая нехотя оторвалась от травы, чтобы посмотреть на чудака в её владениях. Я только что прорулил шлагбаум, рулёжка была убитая, очередного техника ещё не было видно и я занервничал. Представил, что после поворота окажусь перед КПП в городок. Представил свои переговоры с РП по поводу моего места. Зеваки вокруг самолёта. Будет ли там место развернуться?..
Только разыгралась моя болезненная фантазия, как за поворотом показалась небольшая стоянка с самолётами нашего звена. Техник поднял руку. Да я же тебя расцеловал бы прямо сейчас!
И что ты, Толя, такой впечатлительный? Прямо Колумб, который увидел землю американскую! А рулил-то пять минут...
Нам дали один день на подготовку и 22 сентября состоялась лётная смена на пуски ракет. Зона пуска была над заливом. Летал я с ведущим и осмотреться времени не было. Про пуск ракеты ничего не помню: может один ведущий это делал, может пустил по его команде. Впечатлений от полёта не осталось. А вот погода была над морем прекрасной. Лётная книжка так говорит.
Возврат полка в родные пенаты был на следующий день. Этот полёт мне хорошо запомнился. Сильную встряску получил в процессе перелёта. Панику испытал. Так уж получилось, что этому полёту я посвятил отдельный рассказ, который опубликован здесь ранее.
Школьникам иногда рассказываю про эту панику в воздухе. Правильнее было бы про свой геройский поступок рассказать. Но, чего нет, того нет.
Да и полезнее детям рассказать про мой испуг. Про подвиг — правильно, а про испуг — полезно. Не хочу, чтобы детворня считала лётную профессию чем-то недосягаемым. Пусть поймут, что лётчики тоже со страхами, но умеют свои страхи приручать. Бояться — естественно, а победа над своими фобиями даётся тренировками.
Окончание учебного года было скупым на смены. В октябре участвовал в пяти сменах, а в ноябре — только в двух. Спрашивается: чем я занимался? Не знаю. По логике лётной подготовки я должен был уже начать нести боевое дежурство. Но первого своего заступления туда не помню. Старшим быть в дежурном звене мне ещё не светило: ни должность, ни опыт этого не позволяли. Подъёмы были редки. Помню своё первое ночное дежурство. Потому что меня подняли в воздух первый раз на боевом дежурстве, но это было годом позже.
В октябре я получил допуск на полёты в качестве ведущего. Это был добрый знак. Значит в верхах уже вызрела мысль о моём повышении по должности. Сам-то я уже созрел для ведущего, факт. Но это никого не волнует. Главное — служебная потребность в новых ведущих. Даже, если ты и зелен, а выбора нет, то тебя сделают ведущим.
Думаю, что командование уже знало об очередном пополнении полка лейтенантами из лётных училищ. И уже продумывало распределение лётчиков по эскадрильям на новый учебный год.
Казалось бы: зачем давать допуск в качестве ведущего? Летишь себе впереди и летишь. Что тут нового? А новое есть.
Для ведущего вводятся ограничения по темпу создания перегрузок, по темпу вращения самолёта на эволюциях, по тяге двигателя в наборе и снижении. По выбору направления очередного маневра. В идеале маневр должен быть в сторону от ведомого. Начнёшь маневр на ведомого, а он прозевает или не успеет среагировать? Ба-бах! Два трупика.
Ведущий должен думать о ведомом, о его безопасности и своей.
Если ты летишь сам и тебе вздумалось сделать разворот, то крен можешь создать так быстро, что башкой о фонарь звезданёшься. И никому твои искры из глаз не помешают. А вот, если ты такое сделаешь в паре, то пара просто рассыпется. Ведомый может отстать, даже потерять тебя из виду. Пока у него зрение восстановится от вспышки в твоей кабине. Ну,… искры из глаз…
Была пара, а стало два самолёта. А это не есть хорошо! В бою это - гибель.
Если ты ведёшь группу в горизонтальном полёте, то должен установить режим полёта и зафиксировать положение РУД. Есть там такой механизм, который стопорит ручку управления двигателем. И без необходимости обороты не изменять. Тогда твои ведомые смогут держать строй.
Если ты снижаешься группой, то не можешь установить РУД на упор малого газа. Надо держать обороты побольше. Тогда можно быть уверенным, что никто не выскочит вперёд, хватит им несколько процентов тяги, чтобы удержаться. На худой конец, у них есть воздушные тормоза.
Не получается в роли ведущего просто лететь впереди. Приходится непрерывно управлять парой. Иногда - молча, иногда — эволюциями своего самолёта, иногда - командами по радио.
Такая должность — ведущий!
Орловка-80. В отпуск! На родине с семьёй. В полку быстро забыл про отдых. Посадка на аэродроме Смирных. Ведущий-это не просто.
7 августа 20217 авг 2021
8345
8 мин
32