«Белка песенки поет
да орешки все грызет»
Красивый образ! И очень загадочный.
Белка - нетипичный образ для русских сказок (как ни странно). А сказки Пушкина - это его выяснение отношений с фольклором.
Говорят, когда Арина Родионовна рассказывала поэту сказку, которая стала основой для стихотворной о царе Салтане, герой в ней получал 😺, говорящего.
Откуда же пришла белочка?
Вариант 1️⃣
В 1907 г. в деревне Усть-Цильма Архангельской губернии (ныне часть Коми) была записана сказка «Федор-царевич, Иван-царевич и их оклеветанная мать», близкая по сюжету «Царю Салтану». Там присутствовала белка как волшебный предмет. Сказка была опубликована в сборнике в 1908 г.👇
«…середи моря есть остров, на острову есть сосна, на этой сосне ходит белка, на вершиночку идет, песенки поет, на комелек идет, сказки сказыват и старины поет. У этой белки на хвосту байна [баня], под хвостом море, в байне вымоешься, в море выкупаешься; то утеха, то забава».
А в так называемом Олонецком сборнике заговоров, который был составлен около 1630-х гг. и лишь недавно издан, причудливо перемешались русские и финские (карело-вепсские) тексты.
Среди русских есть и такой: «Есть море окиян, едет из окияна моря человек медян; и конь под ним медян, и лук медян, и стрелье медное; и тянет крепок лук и стреляет метко. На мху стоит сосна золотая, на сосне золотой белка золотая. И пострелит медной человек белку золотую и вынимает у ней сердце булатное…»
Беличье ❤️ предполагается использовать как лекарство.
Вывод: волшебная белка на сосне у моря была известна фольклору на русском Севере. А Пушкин немного образ изменил: вместо сосны у моря - ель в лесу, но белка все же попадает на «окиян-море», когда Гвидон переносит ее на свой остров.
А откуда родом была Арина Родионовна?
Деревня Суйда Копорского уезда.
Возможно, это косвенное свидетельство того, что Пушкин получил историю поющей белки все-таки от Арины Родионовны, хотя и не в составе сказки, которая позднее станет «Сказкой о царе Салтане».
Мы нашли у белки князя Гвидона финно-угорские корни.
Но все не все так просто!
У финно-угров белка и правда занимают местечко в фольклоре, но отдельного мифа о какой-то особенной, золотой или поющей, белке нет.
❗️Но ведь есть одна довольно знаменитая белка👇
Скандинавский Рататоск (Грызозуб🦷), бегающий по стволу Иггдрасиля, мирового древа.
«Младшая Эдда» Снорри Стурлусона:
«Тот ясень больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. <…> Белка по имени Грызозуб снует вверх и вниз по ясеню и переносит бранные слова, которыми осыпают друг друга орел и дракон Нидхегг».
Белка бегает вверх-вниз по стволу ясеня и передает бранные слова (из песни слов не выкинешь) - белка бегает вверх-вниз по стволу сосны и поет песни (архангельская сказка) - белка сидит под елью и поет песни, а также грызет золотые орешки (Пушкин).
Пушкинская белка - правнучка Грызозуба?
Ведь викинги были в Карелии, и в нынешних Архангельской области и Пермском крае.
Копорье, откуда Арина Родионовна, много раз переходило из рук Швеции в руки России и наоборот.
И было в последний раз отвоевано у Швеции Петром I за полвека до рождения самой Арины Родионовны.
В Исландии «Эдду» переписывали даже в эпоху книгопечатания. На континенте, в том числе в Дании и Швеции, интерес к эддическим мифам возродился в XVII–XVIII вв. Именно от этой эпохи до наших дней дошло наибольшее количество списков.
❓Так откуда же пришел образ магической белки? От финно-угоров?
Или скандинавов?
От викингов?
Или пленных шведских солдат?
Возможно, правильны все ответы одновременно. Ведь фольклорные тексты путешествуют и взаимодействуют самым причудливым образом.