Сегодня я хочу поделиться опытом обучения на категорию С в ДОСААФ России, в рамках подготовки военных водителей.
1. Что такое ДОСААФ России?
Добровольное общество содействие армии, авиации и флоту (ДОСААФ) - это общественная организация направленная на военно-патриотическое воспитание граждан, подготовку квалифицированных кадров в рамках военно-учебных специальностей (ВУС) и иных задач.
2. Как я попал на обучение в ДОСААФ?
Чем ближе был конец учёбы, тем больше я задумывался об армии. Физическая подготовка у меня откровенно храмает, поэтому я решил искать какие-либо пути облегчить свою службу. На очередной медкомиссии в военкомате, я узнал про набор курсантов в автошколу для обучения по специальности водителя. В тот момент я понял что это один из лучших вариантов для меня. Представитель военкомата меня убеждал что автошкола пойдет на уступки и не будет сильно мешать основной учебе, что для меня было решающим фактором.
3. Организация занятий и курсантская дисциплина.
На первом занятии с каждым из курсантов провели индивидуальное собеседование. Его цель: выявить твои качества как курсанта и предотвратить потенциальные прогулы и опоздания. Занятия по теории проводились с понедельника по пятницу, по вечерам. Одно занятие длилось около 1.5 часов. Однако позже преуспевающих курсантов стали отпускать через 40 минут после начала занятия, а отстающих приглашали в автошколу по субботам на дополнительные занятия. Теоретические занятия можно было разделить на несколько этапов:
1. Изучение технических характеристик и устройства т/с;
2. Рассмотрение всех комплектующих систем "в живую";
3. Теоретические занятия по ПДД.
Последние составляли основную массу от общего количества часов. Обучение по правилам дорожного движения происходили с помощью компьютеров. В начале решали отдельные темы, потом экзаменационные билеты, потом все 800 вопросов сразу.
Стоит отметить особый подход к дисциплине в автошколе. С самого первого дня курсантов приучают правильно обращаться к старшим, отвечать на вопросы, стоять в строю. В начале обучения это предоставляло некий дискомфорт но со временем все привыкли.
4. Практическое обучение.
Практические занятия так же делились на 3 типа:
1. Вождение по закрытой территории;
2. Вождение в городе;
3. Занятия по ремонту и обслуживанию т/с.
Обучение проходило КамАЗах 2000х годов выпуска. В отличие от теории, практические занятия проводились в первой половине дня с 8.30 до 15.30 с понедельника по пятницу. И тут начинается понимание что автошкола забирает целый день. Время обучения вождению делилось на 5 смен, составлялся график в котором было определено кто и когда приходит на вождение.
В нашей автошколе было 3 мастера (инструктора) на категорию С. Нельзя сказать что все они хорошие педагоги но 2 из 3 относились с пониманием и терпением к курсантам.
На площадке выполнялись следующие упражнения: гараж, заезд задним ходом для погрузки или разгрузки, параллельная парковка и эстакада.
В зависимости от того как курсант овладел органами управления т/с его выпускали на вождение в город. В городе у всех был один строго определенный маршрут, по которому и сдавался экзамен в ГАИ.
Занятия по ремонту и обслуживанию т/с подразумевали ежедневное т/о, замена колес, починка мелких неисправностей и иные работы которые можно было доверить молодым ученикам.
5. Экзамен в ГАИ.
В целом результаты сдачи экзаменов были положительные за экзамен и одну пересдачу права получили около 80% курсантов. Проблемы с теорией возникли только у одного человека. Чуть больше проблем было на практическом экзамене. В автошколу я пришёл с уже открытой категорией В. Сравнивая ощущения, могу сказать что сдать экзамен на категорию С на много легче. В первую очередь это связано с самой категорией автомобиля. Такую большую машину не везде можно развернуть, поставить на стоянку или разогнать до максимальной скорости, поэтому количество заданий от инспектора по сравнению с категорией В на много ниже. Так же поток людей сдающих экзамен на категорию С в разы ниже чем на категорию В, что не вызывает у инспектора желание произвести "отсев" кандидатов, ну и в добавок инспектора более лояльны к призывникам.
6. "Подводные камни" обучения.
Первый момент на который я обратил внимание при обучении это условная бесплатность обучения. Под этим я понимаю что в случае отчисления из автошколы по своему или вышестоящему желанию, а так же в случае не сдачи экзаменов в течении определенного срока курсант остаётся в должниках перед автошколой. Второй момент это то что руководство автошколы бросает "базнадежных" курсантов. Под этим я понимаю тот факт что обычно пересдачи призывникам назначают в кратчайшие сроки, но если руководство автошколы не верит в тебя, то тебя отправят в свободное плавание где ты будешь сдавать экзамен раз в 1.5-2 месяца.
7. Стоит ли идти учиться?
Это решение должен принять каждый для себя сам. Хотите ли вы быть водителем или не надо оно вам? Готовы ли вы учиться ради службы в армии или не стоит напрягаться? Настроены ли вы сдать экзамен или все оставите на волю случая?