"Не приучайте к рукам" - совет, который часто можно услышать от мам, бабушек, тетушек, медсестёр. Ещё в роддоме мне одна медсестра сказала "Надо, чтобы покричал, чтобы знал, что в мире всё не так просто даётся".
Для начала основные причины, почему ребёнок мог плакать в кроватке и успокоиться у вас на руках
- Ему было холодно. На руках он согрелся
- Не удавалось попукать/пописать/покакать. Лежа это сделать сложнее
- Беспокоили процессы в животе. На спине они беспокоят больше. Кроме того, теплое мамино тело помогает, и становится легче
- Было страшно. Мама обняла и стало ясно, что всё хорошо. Беспокойность детей часто связана с тем, как проходили беременность и роды. Так же бывает и местное беспокойство - резкий звук, кто-то посторонний и прочее.
- Ещё бывают разные местные причины. Например, в матрасике неудобная складочка сбилась или неприятный запах рядом с кроватью.
Манипуляций и капризов, то есть беспричинного крика, лишь бы держали на руках, в возрасте до 6 месяцев не бывает.
Дело в том, что, хотя ограничения и запреты необходимы ребёнку, чтобы понимать границы и возможности, их время наступает только к году - частично - и полностью после 18 месяцев.
Но первое время, особенно в первые 6 месяцев жизни ребёнка не только не стоит устраивать воспитательные марафоны, но разного рода новомодные тенденции - не брать на руки и не реагировать на крик - могут привести к невротизации и серьёзным последствиям.
Для того, чтобы это понять, пойдём от обратного - поговорим о том, что формируется первые 6 месяцев, тогда вам всё станет ясно.
Мозг и реакции на мир
Первые месяцы у ребёнка закладывается механизм реакции на мир, в котором важным элементом будет отделить окружающее от себя. Ребёнок подаёт сигнал в мир о том, что ему, например, холодно; мама приходит укрывает - получается реакция на его сигнал извне. Известно, что если дети пропускают этот период, из-за каких-то трагических событий у них нет родителя, который бы реагировал на их крик, у них может развиться синдром Маугли. Некоторые аутические проблемы также могут вести своё начало из этого периода, так как ребёнок не сформировал восприятие мира и других людей. Это, конечно, в крайних случаях.
Эмоциональный интеллект
Он формируется постоянно, но первые полгода особенно. Мамина ласка, объятья, тепло тела - то, что очень нужно ребёнку. Так у него будут закладываться правильные реакции и эмоции
Самооценка
В первые полгода у детей закладывается ключевое ощущение собственного существования. Он ещё не умеет манипулировать, сложно мыслить или требовать лишнего. Его просьбы и реакции простые, прямые и обусловлены объективными причинами. Если в этот период ребёнок просит что-то, но не получает, он это воспринимает как послание "твои нужды не важны", "ты не важен", "не нужен".
В результате растёт человек с ощущением, что он лишний в этом мире.
Когда появилось модное течение в воспитании - не брать на руки и давать прокричаться - это, возможно, стало причиной появления целого поколения людей с депрессивными проблемами.
Базовые установки
Как мы уже говорили, до 6 месяцев закладывается фундаментальное представление о себе и мире. Важно заложить ощущение безопасности. Ребенку важно понять, что его ждали, что всё хорошо. Поэтому отклик, забота, тепло маминых рук - всё это ему так же необходимо, как еда и сон.
Лактация
Регулярные объятия с ношением ребёнка на руках или в слинге ещё влияют на гармон окситоцин. Именно этот гармон регулирует лактацию.
Кроме всего прочего, если ребёнок будет мирно спать у вас на руках или в слинге, вам это подарит дополнительное время спокойствия, когда вы можете что-то делать, смотреть, читать.
Всё это ни в коем случае не означает, что нужно забыть про себя, что не дай Бог ребёнок будет плакать. Ничего не поправимого не произойдёт, если ребёнок заплакал, пока вы, например, сидели в туалете. Ни коем случае не призываю забывать о еде, терпеть по четыре часа в туалет и т.д. Это была бы обратная крайность. Мы разбирали только конкретный миф о том, что детей надо специально не брать на руки, оставлять, давать выплакаться и т.д. Никакая крайность до добра не доводит.
После 18 месяцев вопрос брать ли на ручки уже не так однозначен. Там уже могут быть капризы, манипуляции, проверка ваших личных границ на прочность, а может быть страх, тревожность, например. Так что по последующим периодам советовать что-то одно невозможно. После 18 месяцев уже нужны какие-то ограничения, какие-то "нет", хотя и в здоровом балансе с "да", создающим ощущение доброжелательного мира. Нужно будет давать понимание ваших границ, собственных нужд. Слушать интонацию голоса - часто слышна разница между настоящей тревогой, проблемой и капризом. Иными словами, там уже вам нужно изучать своего малыша, самим находя нужный баланс.
Главное, слушать в этих вопросах себя и своего ребёнка.
А что вы думаете? Пишите в комментариях свои мнения и вопросы.
Какие ещё темы стоит взять для изучения?
Продолжаем рассматривать важные родительские вопросы и разрушать мифы!)
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки❤️