Несколько раз слышал фразы, типа:
- У меня есть сундук 18 века. Он бабушке моей достался от ее бабушки.
Оно, конечно, если жили по 150 лет, то запросто такое могло бы быть.
А еще про сундуки часто говорят с ценами:
- У меня сундук есть. Хотелось бы его продать хотя бы тысяч за 50. Он старинный, сейчас такое в цене.
У кого в цене? Коллекционеров сундуков как-то не особо много. А любителям различного винтажа и декорирования проще и дешевле заказать новодел и «состарить» для антуража.
И мифы про сундуки слышал. Самый популярный это то, что в сундуках монетки могут быть запрятаны. И ведь многие верят – сундуки ломают топорами, будто отец Федор на берегу моря клад ищет.
Откуда бы там монеткам взяться? Может быть просто сундукам приписывают слишком много значимости? Конечно, незаменимый предмет мебели в каждом доме. Передавался по наследству. И не более. Служил лишь для хранения вещей, а в некоторых случаях для хранения «сокровенного».
Шансы, что там есть какая-нибудь медная монетка, точно такие же, как искать монету в старом стуле. Да и стоимость этой монетки наверняка будет копеечная, так как этой «меди» завались.
Ну, а в «золото» верят только те, кто совершенно не понимает стоимость этого металла. Многие из нас с легкостью могли бы затолкать в диван хотя бы золотое колечко весом 8-10 грамм, чтобы на диване мягче сиделось, а в доме был достаток? А в те времена, у людей были еще куда меньшие возможности. У простого крестьянского населения золотых монет вообще никогда не было, слишком велика была их номинальная стоимость.
Но у нас, конечно, по мнению некоторых граждан, все из купцов и потомственных дворян.
Если и использовали что-то "закладное", то размещали это явно не в сундуках, а только в самом жилище. Да и то не всегда - в зависимости от достатка дома и местных традиций.
***
Я часто посещаю небольшие музеи, в которых обязательно находится парочка или чуть больше сундуков. Все они практически одинаковые. Могут быть украшены металлическими накладами, в этом и вся разница.
Более того, сундукам часто «приписывают» года. Ведь очень хочется, чтобы у вас был не просто сундук, а какой-нибудь древний сундук.
Но тут весь прикол состоит в том, что большая часть сундуков, которые дошли до наших дней, были сделаны в 20-м веке (в первой четверти). Это я имею ввиду самые обычные деревенские сундуки, кои и представлены в музеях.
Конечно, кое-какие сундуки могут быть изготовлены и в 19-м веке. Но это скорее относится к городам, где «потрясений» было чуть меньше, а потому кое-что могло дойти до наших дней в хорошем состоянии.
Ну, а уж более старые экземпляры – это удел крупных музеев и возможных частных коллекций.
Пару раз слышал воспоминания, что в 30--40-е годы на сундуки был спрос (может быть люди были напуганы, а потому готовые сложить свои пожитки в одно место, чтобы в случае чего, быстро можно было вывезти) – многие их тогда делали. Наверное, много их и сохранилось. Потом, конечно, «мода» прошла, даже в деревнях уже стали использовать обычные шкафы и прочие комоды.
Для сегодняшнего молодого поколения это уже не бабушкины сундуки, а прабабушкины. А «прабабушка» это звучит очень солидно. Это для нас для старшего поколения прабабушка жила еще при царе. Вот это, конечно, было реально давно. И «прабабушкин сундук» означает, что изделие было изготовлено еще при Николае Александровиче (Петром Прокопьичем).
Если заглянуть на Авито, где есть всё, будто в Греции, то можно найти объявления, в которых за сундук просят то 20 тысяч, то 2 тысячи. Всё зависит, конечно, от исполнения. На крашеное краской изделие, которому приписывается «история» вряд ли будет стоить больше аналогичного, но современного деревянного изделия.
Продавать сегодня легко, а вот продать сложно. Обычно подобные сундуки отдают в музеи за бесплатно, чтобы место в доме не занимали. Это хоть и "антиквариат", но очень своеобразный, требующий больших хором, которые есть далеко не у каждого.