Найти тему
Московские Новости

Как Россия и ЕС из стратегических партнеров превратились в соперников

Оглавление

Отношения России и Европейского союза с 2014 года сотрясают взаимные обвинения и конфликты. Поводы появляются постоянно: украинский кризис, дело Скрипалей, кибератаки, бело-красно-белая революция в Белоруссии и дело Навального, окончательно пошатнувшее взаимопонимание сторон в вопросах демократии и прав человека. Системный кризис привел к сворачиванию почти всех площадок российско-европейского диалога. Однако еще совсем недавно и в Москве, и в Брюсселе мечтали о создании континентального союза — единой Европы от Лиссабона до Владивостока.

Большая мечта

Присоединение Крыма к России и вооруженный конфликт в Донбассе в 2014 году стали переломным моментом в отношениях Европейского союза (ЕС) и России. На смену регулярным саммитам на высшем уровне и переговорам о безвизовом режиме пришли экономические санкции и торговое эмбарго, взаимные обвинения во вмешательстве во внутренние дела и тотальное недоверие. От сотрудничества стороны быстро перешли к недоверию, а потом и вовсе к конфронтации. Но так было далеко не всегда. 

Еще в конце 1980-х годов в европейском истеблишменте появилась идея включить «перестроечный» Советский Союз в единое политико-экономическое пространство от Атлантического до Тихого океана.

Автор самого амбициозного из проектов — тогдашний президент Франции Франсуа Миттеран. Вместе с премьер-министром Великобритании Маргарет Тэтчер он считал, что привлечь СССР к интеграционному процессу необходимо для обеспечения безопасности в Европе.

Вовлечение СССР в общеевропейское сообщество позволило бы создать более глубокий союз между западноевропейскими государствами и ускорить интеграцию. В результате ядро сообщества осталось бы под политическим доминированием Франции, поскольку другие государства, в том числе и Германия, действовали бы согласованно в новой европейской организации. По сути, Миттеран стремился создать альтернативу США в сфере международных отношений, то есть заменить СССР как элемент биполярного мира общеевропейским пространством, в котором лидировала бы Франция.

Что интересно, хотя в правительстве Миттерана и состояла немалая часть коммунистов, они долгое время почти не влияли на его внешнюю политику. Первоначально он настаивал на еще более жесткой линии против СССР в ответ на войну в Афганистане и введение военного положения в Польше для подавления демократических сил в 1981-м. Но после того как в конце 1989 года коммунистические режимы рухнули, Миттеран предложил создать «Европейскую конфедерацию», призванную «объединить все государства континента в общую и постоянную организацию для мира и безопасности». 

-2

Миттеран предвидел риск того, что два параллельных процесса — строительство европейских демократий на Западе и падение коммунизма на Востоке — неизбежно приведут к тому, что Европа будет разделена на две части. Берлинская стена падет, но все равно останется невидимое разделение. Между, с одной стороны, богатым Европейским экономическим сообществом (существовавшим до создания в 1993 году современного Европейского союза), с другой — обширным пространством, которое будет обретать демократию с огромной задержкой. Чтобы сгладить эти противоречия, должен был появиться новый интеграционный проект. 

Его запустили в июне 1991 года во время конференции «Европейской конфедерации» в Праге, организованной последним президентом Чехословакии Вацлавом Гавелом. Но та встреча не принесла ожидаемых результатов. Почти одновременно в бывшей Югославии вспыхнула гражданская война, а президента СССР Михаила Горбачева подорвал «Августовский путч» в Москве. На этом фоне Европейское сообщество начало уделять первоочередное внимание укреплению своей сплоченности при расширении. 

  • 1994 Подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС)
  • 2000  Интервью Путина BBC, в котором он не исключает вступление России в НАТО
  • 2001  Выступление Путина в Бундестаге. Российский президент заявил о поддержке европейской интеграции, призвал к сотрудничеству России и ЕС и отказу от шаблонов холодной войны
  • 2003 Саммит России – ЕС в Санкт-Петербурге, договоренность о создании «четырех общих пространств»
  • 2006 Первый газовый конфликт между Россией и Украиной. Соглашения с ЕС об упрощении выдачи виз российским гражданам
  • 2009 Второй газовый конфликт между Россией и Украиной. Запуск «Восточного партнерства»
  • 2014 Начало украинского кризиса. Крушение малайзийского «Боинга». Введение и дальнейшее усиление антироссийских санкций. Прекращение регулярных саммитов ЕС и России
  • 2016 «Пять принципов» внешней политики ЕС в отношении России. Заявление Скотленд-Ярда о причастности российских властей к убийству Александра Литвиненко. Международное следствие заявило, что малайзийский «Боинг» был сбит ракетой ЗРК «Бук»
  • 2019 Убийство Зелимхана Хангошвили в Берлине сотрудником ФСБ. В Латвии полностью прекращено обучение на русском языке. Выход Великобритании из ЕС. Первая за 3 года встреча в Нормандском формате
  • 2021 Приговор Алексею Навальному, критика ЕС. Скандал вокруг взрывов в чешской Врбетице, взаимная высылка дипломатов. Завершение строительства «Северного потока – 2». В ЕС отвергают предложение Меркель провести саммит с Путиным

В итоге «Европейская конфедерация» так и останется незавершенным грандиозным проектом. По сути, ей не суждено было сбыться из-за множества противоречий между Берлином, Парижем и Москвой. Прежде всего из-за того, что проект уходит корнями в старую французскую идею союза с Россией для сдерживания Германии. Именно поэтому грандиозный проект, который находился в противоречии как с Европейским союзом, так и с НАТО, не получил особой поддержки за пределами Франции. Тем не менее мечта о «Большой Европе» вдохновила многих молодых политиков как в нарождающемся ЕС, так и в новой постсоветской России.

Диалог с надеждой

Новый российский режим, ставший правопреемником СССР, взял курс на демократизацию и ускоренное сближение с ЕС и США в надежде вписаться на равных в изменившуюся систему международных отношений. Впрочем, западные игроки не воспринимали погрязшее в кризисе постсоветское государство как равноправного партнера. Но определенные шаги на пути к общеевропейской интеграции стороны сделали. 

В 1994 году между ЕС и Россией было подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Оно включало в себя не только вопросы экономики, но и политического сотрудничества, в том числе поддержки европейцами демократических реформ. Вскоре после вступления документа в силу 1 декабря 1997 года и прихода на пост президента России Владимира Путина пафосом внешней политики Кремля вновь стал курс на интеграцию в европейское и евроатлантическое сообщество. 

Достаточно вспомнить знаменитую речь Путина в Бундестаге на немецком языке, в которой он торжественно провозгласил европейский выбор России, тем самым став новым идеологом общеевропейского дома. Это серьезно способствовало налаживанию двусторонних партнерских отношений. На саммите в Санкт-Петербурге в мае 2003 года ЕС и Россия договорились о создании «четырех общих пространств» — экономического, гуманитарного, энергетического и в сфере безопасности. На основании этих и других соглашений стороны развивали взаимозависимость в ряде ключевых сфер — от энергетики, торговли и движения капитала до обеспечения безопасности и отмены визового режима.

Но мечте о «Большой Европе» от Лиссабона до Владивостока не суждено было сбыться.

Ряд внутренних процессов в России (сначала арест олигарха Михаила Ходарковского и «дело ЮКОСа», а потом и выборы в Государственную Думу в 2003 году, по результатам которых основные оппозиционные партии не прошли в парламент) резко изменил отношение западных политических элит к Путину и российской внешней политике. Со временем число разногласий только увеличивалось. 

Целый ряд событий фактически закрепил тенденцию к охлаждению отношений между ЕС и Россией: появление антироссийского блока «молодых демократий» в ЕС, цветные революции в Грузии и на Украине, уход из власти в Германии и Франции Герхарда Шредера и Жака Ширака, убийство бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, а также выступление Путина на Мюнхенской конференции в феврале 2007 года. Массив противоречий и проблем продолжал накапливаться, а многочисленные саммиты ЕС – Россия не приводили к созданию экономических и политических институтов. Вскоре после вооруженного конфликта в Грузии в 2008 году политическое взаимодействие между Брюсселем и Москвой стало и вовсе неэффективным.

Взаимный конфликт

Расхождения по вопросам европейской безопасности, противодействие России продвижению НАТО и ЕС на постсоветском пространстве, различия во взглядах на урегулирование кризиса на Ближнем Востоке, а также ценностные противоречия — например, неоправдавшиеся расчеты ЕС на развитие демократии в России, — привели к скатыванию отношений к взаимному отчуждению и стагнации, а после украинского кризиса 2013–2014 годов — и вовсе к системной конфронтации

Переломным моментом в отношениях можно считать попытку ЕС привязать Украину к интеграционному проекту в 2013 году, причем без обсуждения вопроса с Россией. Тогда решение президента Украины Виктора Януковича отложить подписание Соглашения об ассоциации положило начало Евромайдану и подъему пророссийских выступлений на юго-востоке страны, которые привели к войне в Донбассе. Действия ЕС спровоцировали крайне жесткую реакцию России, апогеем которой стало присоединение Крыма. 

Впоследствии стороны неоднократно обменивались экономическими санкциями, почти полностью прервав диалог на высшем уровне. Заявления европейских политиков также изменились коренным образом — от акцентирования внимания на способах включения России в евроатлантическое сообщество до критики российских действий, идущих вразрез с международным правом.

В итоге агрессивная риторика привела к тому, что друг в друге стороны увидели угрозу своему политическому устройству.

ЕС обвиняет Россию в попытках вмешательства во внутренние процессы («русский след» увидели даже в Брекзите) и подрыве своих демократических устоев и ценностей. Москва же последовательно винит Брюссель в поддержке и даже финансировании несистемной оппозиции. В последние годы также окончательно оформилось военное противостояние России и НАТО, куда входит большинство стран-членов ЕС. Военные маневры одной стороны все чаще воспринимаются как целенаправленные демарши против другой, лишь больше усугубляя недоверие, особенно на фоне замороженного конфликта в Донбассе.

Явно укрепляют недоверие и шпионские скандалы последних лет. Имена «отравителей Скрипалей» и «взрывателей складов» Александра Петрова и Руслана Боширова, пожалуй, известны всему миру. Помимо Британии и Чехии, российские спецслужбы обвиняли в шпионаже в Нидерландах, Польше и даже в дружественно настроенных к России Австрии, Болгарии, Германии и Италии. Кроме того, озабоченность ЕС вызывает возросшая активность хакерских группировок. 

Преодолеть недоверие 

Впрочем, в ЕС и России признают, что двусторонние отношения находятся в «ненормальном состоянии» и, вероятно, достигли низшей точки за последние 20 лет. При этом оптимизма ни одна из сторон не испытывает. «Россия при президенте Путине сознательно дистанцировалась от Европы. Мы хотели бы, чтобы этот выбор был другим, но мы должны исходить из этой реальности и возможности того, что отношения между ЕС и Россией могут даже ухудшиться. В то же время мы живем на одном континенте с Россией, и она остается жизненно важным игроком на многих фронтах», — отметил верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель в статье «Как быть с Россией». 

Тем не менее стороны осознают необходимость диалога даже в нынешних непростых условиях. По всей видимости, воодушевившись встречей президентов России и США Владимира Путина и Джо Байдена, канцлер Германии Ангела Меркель предложила остальным странам ЕС провести первый с 2014 года саммит с Россией. Ее идею поддержали Франция и Италия, однако, несмотря на в целом позитивный отклик российских властей, предложение не получило одобрения остальных стран-членов объединения. Более того, 12 июля Совет ЕС продлил на полгода экономические санкции против России, введенные из-за ситуации на Украине. 

Так или иначе, даже если бы саммит ЕС – Россия и состоялся, он явно не примирил бы стороны. На то, что в скором времени отношения вернутся на уровень начала нулевых, надеяться не приходится. И если по некоторым вопросам ЕС и Россия могли бы пойти на компромисс, то решить противоречия вокруг правового статуса Крыма и включения в НАТО Грузии и Украины безболезненно явно не выйдет.

Ведь, по сути, основное противоречие состоит в принципиально противоположных взглядах на политический порядок на континенте. 

Но чтобы его разрешить, необходима не просто политическая воля, но и реальный план по нормализации отношений, ждать которого не стоит — стороны не готовы отказаться от своих позиций. ЕС не хватает доверия как к России, так и внутри самого блока. России же тоже не хватает веры в ЕС, чтобы пойти на серьезный компромисс, который может быть воспринят на международной арене за слабость, что приведет к очередному витку санкций.

Тридцать лет прошло с момента, когда вопрос о создании общеевропейского дома «от Лиссабона до Владивостока» начал серьезно обсуждаться истеблишментом в Брюсселе и Москве. Но проблемы, задаваемые вдохновителями идеи единого пространства, помешавшие осуществить проект, остались до сих пор актуальными: разрыв между Западной и Восточной Европой; беспокойство, что в Европе доминирует Германия; обоснование НАТО своего существования через «российскую угрозу»; ценностный конфликт между Брюсселем и Москвой. 

В условиях нарастающей конфронтации между ЕС и Россией после украинского кризиса никаких перспектив появления нового политического проекта, который бы позволил с чистого листа начать диалог, нет. На то, чтобы преодолеть взаимное недоверие, могут потребоваться десятилетия. Пока же ЕС и России, в лучшем случае, предстоит научиться сосуществовать на одном континенте — в современных реалиях отгородиться друг от друга новым «железным занавесом» не получится.