Что если бы Иван Грозный не стал правителем? Не было бы Опричнины и династического кризиса, повлекшего Смуту. Многое разыгралось бы по другому сценарию, возможно, более успешному… "Если женишься вторично, то будешь иметь злое чадо: царство твое наполнится ужасом и печалью, кровь польется рекою, падут главы вельмож, грады запылают",- предрекал патриарх Иерусалимский Марк Василию III, осуждая развод царя с его первой женой - Соломонией Сабуровой. Так и произошло. Но могло ли всё пойти иначе?
Первый брак Василия был устроен 4 сентября 1505 года его отцом - Иваном III. Сохранилось предание о том, что Иван III, задумав женить сына Василия, пошел испросить совета у могилы своей прабабки, жены Дмитрия Донского, – преподобной Евфросинии Московской, мужа которой спас Федор Сабур. Во время молитвы на глазах у великого князя свеча склонилась в виде буквы «С», и великий князь понял ответ на свою молитву так: «нужна своя, русская, Сабурова»… И он женил сына на боярской внучке Соломонии Сабуровой, устроив смотр из полутора тысяч знатных невест. Это был первый случай в Российской истории, когда правящий монарх брал себе в жёны не представительницу княжеской аристократии, а женщину из служилого сословия. Но этот брак был бесплодным. Двадцать долгих лет Василий ждал от Соломонии появления наследника, но царица всё никак не могла понести. Летописи нам доносят, что Соломония якобы сама попросилась у мужа принять постриг, и тот с тяжёлым сердцем и с великим трудом добился согласия митрополита Даниила на развод в 1525 году (хотя многие представители духовенства были категорически против). И уже в 1526 году Василий III женился на дочери литовского князя, матери будущего Ивана Грозного, Елене Глинской.
Ходили слухи, что Соломония вовсе не хотела безропотно подчиниться и уйти в монастырь, она отчаянно занималась волхованием и чародейством дабы зачать наследника. Такой развод с насильственной ссылкой жены в монастырь не имел в то время места в истории Руси... По легенде Соломонии всё же удалось забеременеть, но узнала она об этом лишь в монастыре. 25 ноября 1525 Соломонию постригли в Московском Богородице-Рождественском монастыре под именем София, а родила сына уже в Покровском монастыре Суздаля.
Герберштейш в своих «Записках о Московии» пишет: «Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечется в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко».
Вероятно, мальчик родился в середине апреля 1526 года, и был назван Георгием. По устным легендам, Соломония отдала ребёнка в надёжные руки, а сама объявила, что новорождённый скончался. Это Это поведение матери вполне понятно, ведь если бы кто-то узнал о рождении сына, то ему бы грозила смертельная опасность т.к. он автоматически оказывался главным претендентом на престол.
Существовал ли Георгий Васильевич?
- Государь Иван IV (Грозный) был очень умным и образованным человеком, он прекрасно знал историю своей семьи, изучал архивные документы. Вспомним про «Ящик 44-й» – «А в нем списки — сказка Юрья Малого, и Стефаниды резанки, и Ивана Юрьева сына Сабурова, и Машки кореленки, и иных про немочь великие княгини Соломаниды» – и про то, что из него сохранилось только одно дело. Так вот, этот ящик в 1566 году «августа в 7 день взял государь к себе». Иван Грозный брал к себе много архивных дел, но интерес его к этому ящику очень показателен.
- При реконструкции Покровского монастыря в 1934 году было обнаружено тайное захоронение, в котором оказалась тряпичная кукла, одетая в расшитые жемчугом распашонки. Отреставрированная рубашечка находится в исторической экспозиции суздальского музея, рядом с ней — крышка от той гробницы. Значит устная легенда о том, что мальчик родился и был кому-то тайно передан, но сам был объявлен мёртвым – подтверждается. Но тут необходимо оговориться, что ряд исследователей полагают, что это захоронение дочери Василия Шуйского – новорожденной Анастасии. По мне этот вариант маловероятен, потому что не было особых мотивов делать муляж захоронения Анастасии Васильевны. Кроме того, важно отметить три признака, которые позволяют датировать это погребение и отмести версию о том, что там было захоронение девочки из рода Шуйских: во-первых, плита над погребением своим орнаментом повторяла близлежащую надгробную плиту старицы, скончавшейся в 1525 году. Во-вторых, подобные колоды были характерны для XVI века. В-третьих, рубашка оказалась мужской.
- Косвенным подтверждением существования младенца служит факт возведения Василием в 1527 году обетной церкви Георгия Победоносца у Фроловских (Покровских) ворот в Москве. В те времена в среде русских правящих кругов было принято возводить храмы, посвящённые важным событиям, к которым всегда относилось и рождение первенца. Ни один из исторических документов не называет причину возведения этой церкви. Если верна версия о связи между рождением младенца и возведением церкви, то следует датировать рождение Георгия 15 апреля 1526 года (поскольку имя царским наследникам в то время давали в честь святого, день которого празднуется на восьмые сутки после рождения наследника).
- Существует и другой очень интересный документ — вкладная книга ростовского Борисоглебского монастыря, в которой имеется следующая запись: «По князе Юрье Васильевиче память априля в 22 день панахида пети иобедни служити собором, докуды и монастырь стоит» (то есть поминание в канун дня Георгия Победоносца). У Василия Третьего был и другой сын по имени Юрий, однако родился он 30 октября 1533 года, крещён 3 ноября того же года, а умер 24 ноября 1563 года — то есть никак не подходит под эту запись.
Таким образом, для меня становится очевидным, что наследник престола – Георгий (Юрий) Васильевич существовал в реальности и, теоретически, мог изменить историю. В народной памяти он остался известен как атаман Кудеяр – великий предводитель разбойников.