С Екатериной Ландер я познакомилась случайно, увидев в инстаграм @varrushka__ пост, о том, как она делала леттеринг по этой книге.
Сегодня я пообщалась с Екатериной о ее книге, хобби, поступлении в киношколу и многом другом.
Читайте в интервью:
— На кого училась Екатерина?
— Как она решила поступить в киношколу?
— О череде интересных совпадений в ее жизни.
— О создании книги "Небесная канцелярия"
— Больше о сложностях с продвижением книг
— Как Екатерине пришла идея создать свое домашнее издательство?
— Почему она вступила в отряд по поиску людей?
— Из-за чего учитель ОБЖ гордился Екатериной в школе?
И мн.др.
— Екатерина, добрый день! Читатели знают вас по книге «Небесная канцелярия», но мы мало что знаем о вас самой. Расскажите немного о себе? На кого вы учились? Кем работаете?
— Добрый день! Мне 21 год, в этом году закончила университет Пищевых Производств по направлению «Биотехнология». Как и многие, пробовала работать по профессии, но пока не нашла для себя места. С осени начинаю учиться по программе «Сценарное мастерство» в Московской Школе кино. И параллельно учусь 11 месяцев на маркетолога. Как можно предположить, учеба у меня в крови, мне очень нравится узнавать новое в разных областях!
— Что вам нравится в писательстве больше всего?
— Свобода самовыражения. Можно сказать то, для чего в жизни вряд ли найдется повод. Еще нравится сочинять истории о бытовой магии и магии «за соседним поворотом», этакие городские сказки, где волшебное прячется среди повседневности. И конечно, писательство дает толчок, чтобы разобраться в себе. Это можно назвать своего рода терапией. Наверное, сложно так подумать, но все мои фантастические истории описывают личный опыт – о реальных столкновениях с теми темами, о которых пишу. Для меня писательство – способ структурировать и понимать мир вокруг себя.
— Какие сложности бывают при создании новой книги? Всегда ли легко писать?
— Начинать никогда не сложно. Обычно я чувствую необъяснимый внутренний толчок – обычно, когда просыпаюсь утром. Это похоже на отголосок сна. Что-то зреет на границе сознания, но пока сложно это сформулировать. Мысль приходит, стоит сесть за бумагу (первые наброски я всегда пишу от руки). Самое радостное в этот момент – позволить фантазии полностью вести новый проект.
Сложности возникают только после – когда нужно расширять и углублять историю. Обычно я пишу первую главу, оставляю ее на месяц или побольше и возвращаюсь, когда снова почувствую «зов». Каждая история рождается из трех этапов: черновик, поэпизодник и готовый текст.
— Как вам пришла идея «Небесной канцелярии»?
— Мне приснился сон, где незнакомый мужчина (я себе достаточно часто снюсь в разных телах) бежит от кого-то по заснеженному вечернему городу, увлекая за собой девчушку лет двадцати. Оба спасались, и мне сделалось жутко любопытно – от кого или от чего же?
Потом я поняла, что видела кульминацию первой истории «Небесной канцелярии». Разматывать сюжет «задом наперед» оказалось очень интересно.
У меня даже сохранился оригинал рисунка, сделанного по мотивам сна. А первой строчкой, помню, было «Все локации моих дежурств похожи друг на друга, и я не понимаю, в чем их смысл. И наверное, никогда не пойму». Эта же фраза начинает книгу.
— Сложно ли было придумать структуру небесной канцелярии?
— Нет. Тема перерождения души мне очень близка – я сама бы хотела верить в нечто подобное. Поэтому искать материалы было сплошным удовольствием. За основу «философии» сотрудников Небесной канцелярии я взяла перерождение в колесе Сансары. А еще – триединство материи, энергии и информации.
Последняя тема прослеживается абсолютно в любой моей истории. Это моя писательская фишка.
За структуру же самой организации я, если честно, взяла поисково-спасательный отряд, в котором работаю инфокоординатором. У нас тоже есть группы специального назначения, группы быстрого реагирования, руководители направлений, инфогруппа (информационный отдел). Зная, как работает одна служба, я легко перенесла ее функционал на выдуманную организацию по контролю и отлову Снов.
— Вы издавали книгу самостоятельно. Можете больше рассказать о процессе издания? Трудно ли все делать самой? Как вообще появилась идея создать свое домашнее издательство?
— Скорее, было не трудно, а страшновато. Особенно, когда понимаешь, что объяснить тебе, как что делать, некому. Я долго тянула. Запланировала издать книгу в апреле 2020, когда дописала «Небесную». Нарисовала обложку. Не понравилось. Бросила. Вспомнила об истории только в декабре (я вижу в этом особый смысл, так как первая часть «Небесной канцелярии» затрагивает новогоднюю пору). В то же время я случайно наткнулась в Инстаграм на профиль одной замечательной художницы. Отправила ей почитать свою книгу и снова отвлеклась от темы издания.
В феврале мы ездили снимать фильм в Нижний Новгород, мне было что доделать в его сценарии, так что фокус был там и на зимней сессии.
Потом Татьяна (художница) написала мне большое сообщение, что ей очень понравилась моя работа и она хотела бы сделать для нее обложку. И завертелось.
К слову, обложка получилась супер, а с Таней мы дружески переписываемся до сих пор, уже не только по поводу рисунков.
Это что касается решения издать книгу. Делать верстку я училась сама по видео из интернета. Типографию нашла через знакомых. В
общем, все оказалось не так жутко, как я предполагала. И я задумалась над тем, чтобы издавать не только свои книги, а еще и произведения авторов самиздата, которые я бы сама с удовольствием поставила себе на полку.
Сейчас издаем «Каю» Аси Бриз. Я работала с ней как редактор прошлым летом. Совершенно чудесное фэнтези, влюблена в него с тех пор!
— Как вы выбираете новых авторов для своего издательства? Какие сюжеты берете в работу?
— Как я и написала чуть выше, первый автор, с которым я решила работать, был мне знаком. Творческое сообщество в Инстаграм вообще полно замечательных людей, так что одной книгой мы не ограничимся. Мне было важно первой чужой работой взять именно то, с чем я уже работала. А историю Каи я изучила за прошлое лето вдоль и поперек. Сейчас вычитка для «Граф О’Мании» уже третья по счету, так что текст предстанет перед читателями в лучшем виде, мне хочется надеяться.
Насчет сюжетов дальше пока не задумывалось (не хочу забегать вперед, хотя несколько рукописей на примете у меня есть). Что знаю точно – меня всегда привлекали нестандартные идеи в фэнтези. Особенно – в городском фэнтези. Вот с этого, пожалуй, и начнем.
— У «Небесной канцелярии» очень красивая обложка! Можете рассказать, как она создавалась?
— Когда мы обсуждали обложку, хотели ненавязчиво намекнуть, что события истории разворачиваются в Питере. Это мой любимый город, я живу в нем душой и не могу представить, чтобы мистическая история моего авторства случилась где-нибудь в другом месте.
У нас было три варианта обложки: главный герой и двор-колодец, крыши домов и ловец снов и ладони в рамке городских крыш, устремленные к закатному небу.
Мы выбрали третий. На мой взгляд, он отлично отражает суть истории: двое влюбленных, которым барьер жизни и смерти не позволяет быть вместе, желают оторваться от земли и взлететь к высокому небу. А в руке Дины как раз ловец снов – ее будущий оберег.
То же и про сотрудников Небесной канцелярии – обложка выражает некий диссонанс, идущий через всю книгу: невозможно совместить жизнь и смерть, любовь и правила, стремление души и сухие инструкции.
В истории много моральных дилемм, это правда.
— «Небесная канцелярия» вышла в издательстве Т8-Rugram. Можете рассказать больше о том, как вам удалось издать книгу через издательство?
— О, это была поистине череда счастливых совпадений! За неделю до выхода книги в самиздате мне в инстаграме (заметили, да? У меня все происходит в Инстаграме. Спасибо подругам, которые уговорили зарегистрироваться там!) попалась страничка издательства Руграм.
Я ткнула на сайт, посмотрела их требования к рукописям и решила, что с утра отправлю им «Небесную». Утром я работала над дипломным проектом в лаборатории и вспомнила об издательстве в обед. Открыла компьютер, загрузила файл в форму на сайте, но форма заглючила. Я не поняла: ушел им вообще мой файл или нет. Я быстро кинула сообщение на почту издательства, а буквально через двадцать минут мне ответили.
Мы начали общаться с приветливым редактором Викторией. Она же и рассматривала мою рукопись.
Потом я уехала на выходные в Питер, а вернулась и на следующий день меня ждало на почте письмо с положительным решением. Не знаю, как они так быстро управились.
Я тогда еще вспомнила, как год назад загадывала желание в мистическом дворе Духов на Васильевском острове (когда я была маленькая, мы жили в Питере и тоже на Васильевском).
По легенде, этот двор исполняет загаданные желания, если туда попасть. Дверь в парадную всегда закрыта, но можно попробовать подождать или уговорить жильцов дома открыть. Если желание ваше искреннее и сильное, двор обязательно к себе пустит. А еще, говорят, что редким счастливчикам дверь во внутренний двор открывается сама.
Вот я оказалась тем счастливчиком. Дверь передо мной распахнулась как от сквозняка, хотя была на магнитном замке. Я загадала издание «Небесной». И сработало же!
— Испытываете ли вы сложности с продвижением своих книг?
— Я испытываю сложности во всем, что выходит за рамки написания книг. Мне хорошо с текстом. А с продвижением и остальными делами сложно. Думаю, многие творческие меня понимают: хочется заниматься только творчеством…
К сожалению, современная реальность диктует свои правила. Нельзя, чтобы тебя узнали, если сам не рассказываешь о себе. Подруги уговорили меня завести инстаграм. Долгое время это была личная страничка с фотографиями без подписи. Потом я начала больше интересоваться продвижением, подружилась со многими писателями. Сейчас у меня небольшая, но верная аудитория, которой я рассказываю о своих проектах и делюсь писательскими наблюдениями и полезными лайфхаками.
Можно сказать, что блог – мой личный дневник. Тоже своего рода терапия. Вот не пишется глава, не сходятся расчеты в дипломе – а заходишь в инстаграм, и там отзыв в Директ прислали или комментарий к записи душевный. И сразу хорошоооо…
— Из вашего инстаграм я знаю, что вы поступили в киношколу. Как у вас появилась эта мечта? Есть ли в планах сделать сценарий по «Небесной канцелярии»?
— Сначала стоит сказать, что я верю в судьбу и счастливые приметы. Например, что если очень чего-то хочется, то надо обязательно осуществить. Даже если еще не понимаешь, почему хочется. Об этом поговорим чуть ниже, когда будет про Лизу Алерт.
А про кино идея возникла внезапно и беспрецедентно. Можно сказать, это даже не моя идея была.
Я отправила рассказ на публикацию в профиле инстаграм, где были собраны короткие истории разных авторов. Рассказ оказался про то, как двое людей среднего возраста – ныне обеспеченные выходцы из провинциального городка – хоронили в лесу собаку, своего старого друга. И как по-разному к этому отнеслись.
Я бы назвала рассказ историей о том, как неправильно делать преждевременные выводы о человеке. А еще о том, что настоящие чувства могут прятаться очень глубоко внутри и не показываться посторонним.
Рассказ активно комментировали, и одна девушка написала, что увидела в нем короткометражный фильм. Этим же вечером моя мама внезапно начала смотреть студенческие работы на ютуб – короткометражные фильмы по 5-10 минут, обычно – курсовые выпускников киноинститутов. При этом я о комментарии не рассказывала.
И пазл в голове сложился. А что, если и мне поискать студентов и предложить им свою работу для фильма? Это было в мае, как раз подходила пора для курсовых проектов.
Я нашла группу ВКонтакте, написала одному студенту киношколы. А дальше все завертелось-завертелось-завертелось.
После нескольких книг для сценаристов я поняла, что мне очень близка тема киноиндустрии. Конечно, я бы хотела адаптировать не только «Небесную», но и все свои работы под экранный формат.
Кстати, нынешнюю книгу я сначала задумывала как сериал. И в моей голове она живет в двух видах. Литературный я планирую завершить к своему дню рождения или чуть позже. А дальше – посмотрим.
— Я знаю, что вы ищите людей с отрядом Лиза Алерт. Как вы решили вступить в отряд?
— Можно я еще раз скажу о судьбоносных случайностях? J
Это был октябрь 2019 года, меня немножко накрыло осенней тоской. Мир казался серым, люди – злыми, я сама – ненужной и не на своем месте.
Тогда я дописывала роман «Теория газового света» – мистический триллер про потомков ангелов, ритуальные убийства и призраков заброшенного детского лагеря. Эта история краем сюжета наползает на поиск пропавших без вести.
Я помнила, что существует благотворительная организация, помнила название и что даже несколько раз натыкалась на улице на их ориентировки в характерной оранжевой рамке.
Я полезла в соцсети. В те дни завершился трагический детский поиск девочки в Саратове. Я смотрела отчеты координатора поиска и не замечала, как по лицу бегут слезы. Но все бы ограничилось информацией для матчасти, если бы не смс.
На нашем сайте (секунда рекламы J) можно оформить смс-уведомления о поисках в вашем районе. Я подписалась на рассылку по детским поискам в Москве. На следующую ночь пришло сообщение о поиске трех братьев. Я не могла поехать, но следила за статусом темы в сети, пока не появилось заветное «Найдены, живы». Тогда меня до глубины души поразило, что люди готовы ехать на помощь в три часа ночи даже за сто километров, лишь бы найти детей.
На следующий день меня разрывали неоднозначные мысли. Разумом я понимала, что это очень серьезная работа, я не могу себе позволить просто «поиграться и уйти», а на постоянную основу у меня нет времени. С другой – меня так влекло к этим людям, что под конец дня я не выдержала и позвонила на горячую линию «Лизы Алерт» с просьбой записать меня на обучение в инфогруппу – это волонтеры, которые курируют поиск, не выходя из дома.
То был день рождения отряда – 15 октября. Наша группа СМИ – в хорошем смысле людоеды: каждый раз в день рождения отряда они готовят такую песню или такой видеоролик, что невозможно не плакать. Я сидела на кухне после звонка и ревела под песню «Лиза» группы Грот.
Через пару дней случился поиск в моем родном городе (к слову, поиски у нас – достаточно большая редкость, так что это еще одна судьбоносная случайность). Там я познакомилась с волонтерами нашего города, с которыми близко общаюсь до сих пор – мы вместе празднуем дни рождения, собираемся на шашлыки и у нас есть дружеский неумолкаемый чат.
А на следующий день была лекция для новичков, после которой я вышла с полной уверенностью, что я хочу быть частью этого сообщества прекрасных самоотверженных и умных людей.
Вот как-то так…
— Чем вы увлекаетесь помимо писательства?
— Пожалуй, «Лизой Алерт». Еще люблю петь и играть на гитаре. Иногда рисую. Еще за всю жизнь было много увлечений «вскользь»: от вышивания крестиком до стрельбы из лука и метания ножей.
В школе учитель ОБЖ очень гордился, что я – единственная девочка – собирала автомат Калашников быстрее наших парней.
— Как ваши друзья и родные относятся к творчеству? Читают книги? Может быть дают какие-то советы, когда они нужны?
— Мама читает с удовольствием. Папа, когда находит время, – тоже. Но у него достаточно плотный график, я не обижаюсь. Друзья по отряду – не знаю, но кажется многие читали «Оду цепным псам». Моя руководительница в инфогруппе точно читала и сказала, что не отрывалась от книги весь вечер, хотя не ожидала такого эффекта.
Из близких друзей у меня четыре подруги. Одна (которая сама фотограф) читает все и сразу. Даже читает и комментирует вещи в процессе написания. Мы с ней во многом схожи по взглядам на истории, и к ее мнению я прислушиваюсь больше всего. Остальные читали одну-две книги.
— Ваши любимые фильмы?
— Сейчас скажу не как сценарист, а как обычный зритель, которому по неизвестной причине запал в душу тот или иной сюжет: «Обливион», «Дракула» (2014), «Я – четвертый», «Ученик чародея», «Тихоокеанский рубеж»
— Любимые музыкальные исполнители?
— God is an astronaut. Могу слушать на повторе хоть целый день. Эта музыка максимально созвучна моей душе. Еще во время работы над книгой песни приходят сами. Например, когда я дописывала «Небесную канцелярию», то 6 часов подряд слушала на повторе песню Дианы Арбениной «Казино». Абсолютный мой рекорд
— Как вы относитесь к тому, если читатели хотят общаться и спрашивают вас о книге, задают вопросы?
— Я всем отвечаю в Директ или на комментарии. Для меня нет глупых вопросов. Даже если что-то выходит за рамки сюжета, можем пофантазировать и додумать вместе.
Единственное, на что я не отвечаю, – откровенное хамство и провокации. Хотя у меня острый язык. Но я не вижу смысла в разрушительной энергии соцсетей и предпочитаю огораживать себя от негатива. Вообще по жизни руководствуюсь правилом: «Этот негатив не мой, пока я его не приняла». Поэтому зачем отвечать?
— Что вы думаете об авторской конкуренции? Есть ли она для вас? Дружите ли вы с кем-то из авторов?
— Я не уверена, что она существует. По крайней мере, я ни разу не слышала замечаний вроде «Я верен этому автору, поэтому других не читаю». Книга – это же не кроссовки, которые надел и носишь. Мне кажется, автор автору – друг, потому что вы не только понимаете друг друга на некоторых глубинных творческих уровнях, но и можете помочь в важный момент, поддержать, подсказать, обменяться аудиторией.
— Можете посоветовать свои любимые книги, которые стоит прочитать?
— «В ночь большого прилива» и «Голубятня на желтой поляне» Владислава Крапивина. Первая книжка – самая первая любовь с детства, вторую же читала, когда мне было уже 20 лет, а все равно хотелось смеяться и плакать вместе с героями фантастической истории.
«Дом, в котором…» М. Петросян.
«Трудно быть богом» и «Понедельник начинается в субботу» Стругацких.
«Мастер и Маргарита» (моя большая любовь еще до школьной программы).
«Женщины Лазаря» Марины Степновой. И почти все у Достоевского.
Большое спасибо Екатерине за интереснейшее интервью!
Найти Екатерину в соцсетях:
Instagram @key_lander